МАТИСС Анри

Французский художник, оказавший огромное влияние на формирование русской живописной школы первой трети ХХ века

Учился в мастерской Гюстава Моро. В 1896, после поездки в Бретань, испытал влияние импрессионизма; летом 1898, во время путешествия на Корсику, пришёл к чистому, локальному цвету и упрощению сюжета. Первая персональная выставка Матисса (сорок пять работ) прошла в июне 1904 в галерее Амбруаза Воллара в Париже; в том же году художник становится известен в России: журнал «Мир искусства» (1904. Т. 2, №8–9. С.243) помещает по инициативе И.Э.Грабаря репродукцию «Десертного стола» (1897. Частная коллекция), самой значительной импрессионистической картины Матисса.

Под влиянием Поля Синьяка и Анри Кросса обращается к дивизионизму и весной 1905 выставляет в Салоне Независимых в Париже восемь картин, в том числе неимпрессионистское полотно «Роскошь, покой и наслаждение» (1905. Париж. Центр Помпиду). В мае 1905 едет на юг, в Кольюр, где вместе с Анри Дереном пишет первые полотна в стиле, который вскоре назовут фовизмом; прежнюю пуантилистскую технику сменяют чистые, открытые цвета, оттенённые с помощью контрастной обводки («Вид Кольюра». ГЭ. Ранее в собрании С.И.Щукина). Упрощение формы рождает декоративный плоскостный стиль Матисса, привлекающий внимание первых коллекционеров: выставленную в Осеннем салоне 1905 фовистскую «Женщину в шляпе» приобретают живущие в Париже американцы Лео и Гертруда Стайн (ныне Сан-Франциско. МоМА). Вскоре к ним присоединяется жена их старшего брата Майкла, Сара Стайн, до 1914 остающаяся преданной почитательницей творчества художника.

В Салоне Независимых (1906) Матисс выставляет фовистскую картину «Радость жизни» (Мерион. Пенсильвания. Фонд Барнса. Ранее в коллекции Лео и Гертруды Стайн). Картина производит сильное впечатление на посетившего салон Щукина, который просит Воллара познакомить его с художником. Во время посещения мастерской Матисса Щукин покупает натюрморт «Посуда на столе» (1900. ГЭ). В 1908 Щукин приводит в мастерскую Матисса коллекционера И.А.Морозова и делает художнику первый заказ: тот исполняет для него картины «Игра в шары», «Нифма и сатир» и декоративное панно «Десерт. Гармония в красном» (все – ГЭ). С этого момента Щукин принимает у Сары Стайн эстафету «главного собирателя Матисса». Художник начинает выставляться не только в Европе и США (Галерея Поля Кассирера. Берлин; Галерея «291». Нью-Йорк), но и в России. В декабре 1908 журнал «La Grande revue» публикует его «Заметки живописца», которые вскоре появляются в русском переводе (Золотое руно. 1909. №6).

В январе 1909 Щукин покупает у него шесть картин, а также заказывает два огромных панно для лестницы своего особняка. Осенью 1910 Матисс выставляет панно «Музыка» и «Танец» в Осеннем салоне, где их крайне негативно встречает публика и критика. Скандал заставляет Щукина сначала отказаться от панно, но спустя три дня он меняет решение и приобретает картины (А.Н.Бенуа назовёт этот поступок коллекционера подвигом). С 1911 практически все лучшие работы Матисса уходят в Москву («Розовая мастерская». ГМИИ; «Семейный портрет». ГЭ), благодаря чему российские музеи впоследствии станут обладателями лучшей коллекции живописи Матисса довоенного периода (пятьдесят одна работа, тридцать семь из коллекции Щукина, тринадцать – Морозова, одна – И.С.Остроухова).

Желание Матисса создать новый пластический язык, свободный от устаревших правил и догм, побуждает художника открыть мастерскую на набережной Сен-Мишель, где раз в неделю он показывает работы, объясняя своё творческое кредо всем желающим. «В то время мне важно было быть понятым. Я знал, что мне нужно занять определённое место. Я хотел его занять. Вот почему я открыл школу», – признавался он впоследствии. (Хилари Спеёрлинг. Матисс. С.142.) Поклонница творчества Матисса Сара Стайн уговаривает художника давать уроки небольшой группе её друзей. Вместе с Хансом Пуррманом Стайн арендует помещение, где Матисс открывает свою Академию (занятия дважды в неделю по утрам; просуществовала с зимы 1908 до лета 1910, а не до 1912, как нередко утверждается в литературе. (См.: Хилари Спеёрлинг. Матисс. С.448.) Академия Матисса (см.: Академии парижские), студентами которой были преимущественно иностранцы (немцы, венгры, русские, американцы), становится самой крупной «фовистской колыбелью» космополитичной «Парижской школы». К 1909 в Академии Матисса занималось более тридцати учеников, в том числе пятеро выходцев из России: Васильева, О.М.Меерсон, А.И.Трояновская, Е.В.Сапожникова и Л.Л.Штюрцваге (Леопольд Сюрваж).

Работы Матисса неоднократно показываются в России. На выставке салона «Золотого руна» (апрель 1908) в группе фовистских полотен выделялись работы Матисса «Герань и фрукты» (1906–1907. Художественный институт. Чикаго), «Терраса в Сен-Тропезе» (1904. Музей Изабеллы Гарднер. Бостон), а также ранняя «Причёска» (1901. Национальная галерея. Вашингтон). (Все воспроизведены: «Золотое руно». 1908. №7–9. С.31–32). На Салоне В.А.Издебского (1909/1910), прошедшем сначала в Одессе, а затем в Киеве, Петербурге и Риге, экспонировался «Молодой моряк» (1906/1907. Музей Метрополитен. Нью-Йорк). В литературе часто встречается ошибочное утверждение, что картину приобрёл А.В.Лобанов.

6 ноября (24 октября) 1911 вместе с Щукиным Матисс приезжает в Москву, где проводит три недели. Свои картины, висевшие в разных комнатах особняка, собирает в Розовой гостиной и развешивает друг над другом, в два ряда, причём верхний – прямо под лепным карнизом. («Я не знал Матисса по-настоящему, пока не попал к Щукину», – скажет вернувшийся в Россию в 1913 критик Я.А.Тугендхольд). Визит Матисса в Москву прошёл с триумфом: газеты помещали его фотографии, интервью с ним и воспроизводили его работы. С.М.Адель, сестра ученицы Матисса О.М.Меерсон, устроила в честь художника приём, на котором присутствовали практически все члены объединения «Бубновый валет», учреждённого несколькими днями позже.

«Я хочу, чтобы русские люди поняли, что вы – великий художник», – заявляет Щукин и делает ему новый, невероятный по своему масштабу заказ: одиннадцать картин большого формата. Визит Матисса и его восторженные отзывы о древнерусской иконе вызывают всплеск интереса к древнерусскому искусству у авангардистов.

Летом 1912 Щукин покупает «Разговор», «Марокканца Амидо» (обе – ГЭ), «Настурции с танцем», «Уголок мастерской», «Красные рыбки» (все – ГМИИ); русский коллекционер позирует Матиссу, увековечившему их союз большим портретным наброском углём (МоМА). С конца сентября 1912 до середины февраля 1913 работает в Танжере, где исполняет по заказу И.А.Морозова «Марокканский триптих» (ГМИИ), а также пишет «Арабскую кофейню» (ГЭ, ранее в собрании Щукина), самое значительное из марокканских произведений. В апреле 1913 выставляет одиннадцать написанных в Марокко работ в галерее Бернхейма-Младшего. Фактически вся марокканская серия (за исключением двух небольших работ) была собственностью русских коллекционеров. «Скоро ваши картины мы сможем снова увидеть только в Москве, – пишет Матиссу Жоржетт Самба. – Их там уже столько, причём самых замечательных. Неужели же ни один французский художник их никогда не увидит? Это такая огромная потеря для развития эстетического вкуса во Франции». (Хилари Спеёрлинг. Матисс. С.216.)

На Осеннем салоне 1913 выставляется «Портрет мадам Матисс» – последняя из тридцати семи картин, купленных Щукиным. В 1925 Матисс становится кавалером ордена Почётного легиона. По результатам опроса, проведённого журналом «L’Art Vivant», назван одним из самых популярных художников Франции.

Матисс оказал сильное влияние на русский фовизм. Особенно много заимствований у Н.С.Гончаровой – её «Негритянка» (1911. ГТГ) представляет собой парафраз матиссовского «Танца». Сходство композиционных приёмов находим в творчестве и других мастеров – В.Е.Татлина («Натурщица». 1913. ГТГ), К.С.Малевича («Мозольный оператор». 1911. СМА). Постфовистское творчество Матисса 1920-х, не представленное в российских собраниях и известное лишь по иностранной художественной периодике, оказало сильнейшее влияние на ленинградцев (Н.А.Тырса, В.В.Лебедев, Н.Ф.Лапшин) и москвичей (К.Н.Истомин, А.Д.Гончаров).

Литература:
  • А.Ромм. Матисс. М., 1935;
  • Alfred H.Barr. Matisse. His Art and His Public. New York, 1951;
  • Т.Гриц, Н.Харджиев. Матисс в Москве // Матисс. Сборник статей о творчестве. Под. ред. и с предисловием А.Владимирского. М., 1958;
  • Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. Л., 1969;
  • Jack Flam. Matisse. The Man and His Art, 1861–1908. New York&London, 1986;
  • А.Г.Костеневич, Н.Ю.Семёнова. Матисс в России. М., 1993;
  • Hilary Spurling. The Unknown Matisse. A Life of Henri Matisse. Vol.I. 1869–1908. London–New York, 1998;
  • Matisse the Master. A Life of Henri Matisse. Vol.II. 1909–1954. London–New York, 2005;
  • Хилари Спеёрлинг. Матисс. Пер., вст. статья и комм. Н.Ю.Семёновой. М., 2011.;

Автор статьи: Н.Ю.Семенова