МАРИНЕТТИ Филиппо Томмазо

Итальянский писатель, теоретик искусства, основатель и глава футуристического движения

Родился в столице Египта Александрии в семье адвоката Энрико Маринетти. Учился во французском иезуитском колледже. Во время учёбы выпускает журнал «Папирус», где публикует свои первые поэтические опыты, а также произведения романтиков и натуралистов. Публикации вызвали скандал, и Маринетти был исключён из колледжа. В 1894 семья возвращается в Италию. Заканчивает среднюю школу в Париже и по настоянию отца возвращается в Италию, где поступает на юридический факультет университета в Павии.

С 1898 начинает сотрудничать во французских литературных журналах и практически полностью посвящает себя литературной деятельности. Французский язык был для Маринетти по сути родным. Он пишет в эти годы по-французски и входит в литературный мир как франкоязычный автор. Ранние произведения Маринетти были связаны с символизмом. В 1902 в Париже выходит первая книга его стихов «Покорение звёзд». Через два года он издаёт книгу «Разрушение», в которой глубокий пессимизм по отношению к современному состоянию культуры соединяется со стихией протеста, с нигилистическими и анархическими мотивами. С 1905 начинает издавать в Милане журнал «Поэзия», сыгравший значительную роль как в развитии литературного символизма в Италии, так и в подготовке почвы для авангардного искусства.

В феврале 1909 в парижской газете «Фигаро» Маринетти публикует «Первый манифест футуризма». Эта публикация стала точкой отсчёта для рождения одного из основных авангардных движений в европейском искусстве. Манифест провозглашал безусловный приоритет актуальной реальности, приоритет современной жизни, отвергал все институты сохранения культуры прошлого – музеи, библиотеки, академии; утверждал новую эстетику и новое мироощущение, в основе которых – «любовь к опасности», «смелость, дерзость и бунт», «агрессивное движение», «гимнастический шаг», «красота скорости». Безусловная новизна манифеста состояла также в придании программе не чисто художественного, но глобального характера нового мировоззрения. Футуризм в «Первом манифесте» был заявлен как движение, охватывающее не только сферу искусства, но и все стороны человеческой жизни – от политики до морали. В области искусства футуризм также был ориентирован на тотальный охват всех видов и форм художественной деятельности – литературы и живописи, музыки и архитектуры, скульптуры и дизайна, кинематографа и театра.

В 1909 выходит знаменитый «африканский роман» Маринетти «Футурист Мафарка» – история рождения нового Икара – бессмертного механического сверхчеловека, свободного от прошлого и способного летать. Роман представлял целую космогонию новой футуристической вселенной и содержал основные мифологемы футуризма: машина и война, «преодоление человека» и «презрение к женщине», «смерть на краю юности» и «сладострастие героизма». Роман первоначально был опубликован на французском языке. Его выход в Италии в 1910 сопровождался скандалом и судебным разбирательством. Маринетти были предъявлены обвинения в оскорблении общественной морали.

После публикации манифеста вокруг Маринетти собирается группа единомышленников, которые составляют основное ядро футуристического движения (Паоло Буцци, Альдо Палаццески, Энрико Каваккиоли, Коррадо Говони, Либеро Альтомаре, Франческо Канджулло и другие). В начале 1910 к футуристическому движению примыкают живописцы (Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джакомо Балла).

С 1910 начинается активная общественная и издательская деятельность футуристов. Маринетти с момента формирования движения остаётся бесспорным и бессменным его лидером. Он участвует в создании футуристических манифестов, выступает с лекциями и докладами, организует футуристические вечера и выставки. С 1909 по 1920 (то есть в так называемый «героический период») публикуются основные футуристические манифесты Маринетти. Манифест «Убьём лунный свет» (1909) продолжает аллегорическую линию «Первого манифеста». В серии «технических» литературных манифестов Маринетти формулирует свою концепцию «слова на свободе» («Технический манифест футуристической литературы», 1912, «Уничтожение синтаксиса. Беспроволочное воображение и слова на свободе», 1913). В манифестах «Театр-варьете» (1913), «Динамическая и синоптическая декламация» (1914) он развивает идеи нового футуристического мироощущения. Самые известные авангардные произведения Маринетти связаны с созданной им концепцией «слова на свободе» («Битва Вес+Запах». 1912; «Zang Tumb Tumb». 1914, и др.). «Слова на свободе» освобождали литературу от законов синтаксиса, от прилагательных и наречий, провозглашали «типографскую революцию», открывшую дорогу к визуальной и конкретной поэзии.

Маринетти на протяжении всей истории существования футуристического движения рассматривал его не только как направление в искусстве, но прежде всего как новую идеологию. Уже после публикации «Первого манифеста» он разворачивает активную деятельность по пропаганде нового направления, нового футуристического мироощущения и футуристических идей в социально-политической сфере. Практически сразу вслед за первым манифестом футуризма Маринетти делает заявку на политическую программу нового движения, выпуская в 1909 «Политический манифест для избирателей футуристов». В 1910 в публичной лекции «Красота и необходимость насилия» Маринетти сделал следующий шаг к формированию собственной политической программы. В том же году присоединяется к Итальянской националистической ассоциации. К 1913 основы политической программы футуристов были оформлены в манифесте «Программа футуристической политики», который подписали Маринетти и художники-футуристы: Боччони, Карра, Руссоло. После Первой мировой войны Маринетти принимает участие в создании собственной политической партии футуристов (партия была создана в 1918). Вместе со многими участниками футуристического движения Маринетти активно сотрудничает с фашистской партией в период её формирования, в конце 1910-х. Однако уже в 1920 Маринетти покидает фашистскую партию, не согласившись с конформистской позицией руководства, отрицавшего жёсткие антимонархические и антиклерикальные взгляды главы футуристов. Анархические и антииерархические настроения, присущие футуризму, безусловно, отделяли его от фашистского движения. Однако в 1922 Маринетти и большинство футуристов поддержали приход к власти Бенито Муссолини. Основные идеи Маринетти в области политики изложены в «Манифесте итальянской футуристической партии» (1918), а также в книгах «Футуристическая демократия» (1919) и «По ту сторону коммунизма» (1920).

Созидание новой общности – итальянской нации – и универсальные идеалы человеческой свободы были основой для итальянского национализма – от Рисорджименто до фашизма. Именно это соединение национализма и универсализма отличало идеологическую программу Маринетти. Футуристическую идеологию он рассматривал как новый синтез модернизма и национализма. Маринетти видел средства конкретной реализации этого синтеза в духовной революции, которая должна была начаться в сфере искусства и затем радикально обновить политику и социум.

Одна из важных позиций в футуристической идеологии Маринетти была связана с восприятием войны. Для Маринетти война – подобно творчеству, спорту, технике – обновляет облик мира, сообщает жизни энергию молодости. «Мы воспеваем войну, колоссальное воспламенение энтузиазма и великодушия, без которого расы цепенеют в сонном эгоизме и в низкой ростовщической скаредности», – писал Маринетти (Ф.-Т.Маринетти. Футуризм. СПб., 1914. С.23). В 1911–1912 в качестве военного корреспондента он принимал участие в итало-ливийской войне, в октябре 1913 – в болгаро-турецком конфликте. В августе 1914, после начала Первой мировой войны, записался в Ломбардийский батальон добровольцев-велосипедистов и энергично участвовал в футуристических акциях за вступление Италии в войну. В 1917 был ранен. После госпиталя снова вернулся на фронт.

Маринетти был не просто создателем и главой футуристического движения, но и его талантливым антрепренёром, организатором и пропагандистом. С лекциями о футуризме он объездил не только большинство итальянских городов, но и многие европейские страны. Ещё до Первой мировой войны он побывал во Франции, Англии, Испании, Бельгии и Германии.

В 1914 Маринетти приезжал с лекциями о футуризме в Россию.

Послевоенный период для Маринетти во многом оказался переломным. Разочарование в политических проектах, нашедшее отражение в произведениях этих лет (пьеса «Огненный барабан» и роман «Неукротимые»), заставило его вернуться к чисто художественным процессам. Придание в целом футуристическому движению более камерной интонации нашло отражение также в опубликованном в 1921 манифесте «Тактилизм». Манифест провозглашал создание нового искусства – искусства осязания, не имеющего ничего общего ни с живописью, ни со скульптурой.

В 1923 Маринетти женился на Бенедетте Каппа, с которой познакомился ещё в 1918. В 1926 с лекциями о футуризме он посетил Бразилию и Аргентину.

В 1929 Маринетти удостоен звания академика.

В 1930-е выпускает «Манифест футуристической кухни» и совместно с Филлиа книгу «Футуристическая кухня» (1932), в которых развиваются прежние идеи футуризма об изменении всех сфер жизни в соответствии с новым мироощущением, а также о проникновении искусства в повседневную жизнь. В 1933 Маринетти и П.Масната публикуют манифест «Футуристический радиотеатр». Маринетти создает специальные радиопьесы. Развивая идеи футуриста Руссоло о шумовой музыке, Маринетти рассматривает радио как наиболее совершенный аппарат моделирования шумов. В своих радиопьесах он предвосхищает конкретную музыку.

В 1935 отправляется добровольцем в Восточную Африку.

В 1940-е война вновь становится доминирующей темой в творчестве Маринетти и в футуристическом движении в целом. В эти годы Маринетти выпускает «Манифест аэро­живописи бомбардировок» (1940), «Манифест военно-морской аэроживописи» (1941), «Мускулы творчества и нервы культуры» (1941) и др. В 1942 Маринетти отправляется на русский фронт, где пробыл всего несколько месяцев и в связи с ухудшением здоровья вернулся в Италию.

После падения режима Муссолини в октябре 1943 Маринетти поселяется в Венеции и почти год занимается исключительно литературным творчеством. В октябре 1944 перезжает в Белладжо, где умирает от сердечного приступа. Похоронен в Милане.

Литература:
  • Ф.-Т.Маринетти. Футуризм. СПб., 1914.;

Автор статьи: Е.А.Бобринская