До самого последнего времени считалось, что Малевич родился в 1878. В разное время возникали и 1877, и 1879. Теперь окончательно доказано, что год рождения – 1879.
Малевич родился в Киеве в семье потомка старого польского дворянского рода. Он был старшим из восьмерых детей. Отец служил на различных сахарных заводах, и семья часто переезжала из одного места в другое. В 1890–1891 учился в сельскохозяйственном училище в Пархомовке Харьковской губернии. В 1896–1904 Малевич работает чертёжником в Управлении железной дороги. Вокруг него складывается маленький кружок любителей искусства. Началом своей творческой биографии он считал 1898. По-видимому, недолго он писал этюды в духе передвижников. Но уже в начале 1900-х пробует писать импрессионистические пейзажи, вскоре перейдя к постимпрессионизму.
В 1904 едет в Москву, намереваясь поступить в МУЖВЗ. Но его не принимают. До 1907 он каждый год пытается поступить в училище, но безуспешно. В 1905–1910 посещает занятия в школе Ф.И.Рерберга.
С 1906 начинает участвовать в различных московских и курских выставках (1898, 1903, 1905). В Москве выставляется на выставках МТХ (1907–1909) и выставке в художественной школе Рерберга (март 1909).
В работах конца 1900-х Малевич идёт сразу в двух направлениях – постимпрессионизм и декоративный символизм («Плащаница». 1908). В 1907 представил свои работы на выставку «Голубая роза», но жюри отвергло их. По сравнению с утончёнными композициями голуборозовцев Малевич представлялся примитивистом.
Около 1910 в творчестве Малевича намечается очевидный перелом. Его интересуют фовизм, сезаннизм. Он участвует в самых заметных выставках нового искусства – первая выставка «Бубнового валета» (декабрь 1910 – январь 1911), первый Московский салон, где он показывает сразу три серии – «Жёлтых», «Белых» и «Красных» (1911).
С 1911 Малевич – экспонент «Союза молодёжи». На выставке в 1911 показывает «Массажиста в бане», в 1912 – «Аргентинскую польку», в 1912–1913 – картины «Косарь», «Женщина с вёдрами и ребёнком». На «Ослином хвосте» в 1912 – «Похороны крестьянина», «Уборка ржи», «Крестьянки в церкви»… На выставке «Свободное искусство» (1912–1913) – «Косарь», «Женщина с вёдрами и ребёнком». Возникает грандиозный крестьянский цикл, монументальный по своему характеру и необычайный по цвету. Он противостоит крестьянским картинам Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова. «Металлический кубизм» картин Малевича заключает в себе особый заряд энергии.
Художник не подозревает, что создаёт шедевры живописи нового времени. Он стремится в каждой работе открыть новое.
В 1912 знакомится с М.В.Матюшиным, что сыграло большую роль в возникновении у Малевича интереса к новой философии искусства. 1913 – март–апрель – выставка «Мишень».
Делает рисунки для «самописных» футуристических книг – Зина В. и А.Е.Кручёных «Поросята»; «Возропщем» и «Взорваль» Кручёных; «Трое» В.В.Хлебникова, Кручёных, Е.Г.Гуро; «Слово как таковое» Кручёных и Хлебникова.
18–19 июня в Уусикиркко – «Первый всероссийский съезд баячей будущего (поэтов-футуристов)».
3 и 5 декабря в Луна-парке в Петербурге – «Победа над Солнцем», текст Кручёных, музыка Матюшина, пролог – Хлебникова, декорации и костюмы – Малевича.
На седьмой выставке «Союза молодёжи» (1913–1914) показал «алогические работы» – «Заумный реализм» и кубофутуристические композиции.
1914 – конфликт с «лучистом» Ларионовым, призывавшим бойкотировать приехавшего в Россию Филиппо Томмазо Маринетти.
8 февраля – Малевич и А.А.Моргунов с деревянными ложками в лацканах пальто продефилировали по Кузнецкому мосту в Москве – одна из первых акций алогизма. Отправил при помощи И.А.Пуни в Париж на Салон Независимых – «Портрет Ивана Васильевича Клюнкова», «Самовар» и «Утро после вьюги в деревне».
В первые месяцы мировой войны для издательства «Сегодняшний лубок» сделал серию лубков. (Параллельно издательство выпустило открытки.) Они были показаны на выставке «Война и печать» в Петрограде в конце года.
1915 – работы Малевича на Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде, организованной К.Л.Богуславской и Пуни. Март–апрель – пишет полотна, которые на «Последней футуристической выставке картин “0,10”» (декабрь 1915 – январь 1916; 39 картин) называет «Супрематизм».
В ноябре показывает декоративные эскизы в супрематическом духе на Выставке современного декоративного искусства в галерее Лемерсье в Москве, а серию эскизов к «Победе над Солнцем», которую сам начинает считать началом идеи супрематизма, – в декабре на выставке «Памятники русского театра из собрания Л.И.Жевержеева» в Петрограде, где в экспозиции сопоставляются театральные опыты Малевича с опытами В.Е.Татлина.
1916 – в марте показывает работы «Алогизм форм» на устроенной Татлиным в Москве футуристической выставке «Магазин». Татлин был против показа супрематических работ.
В ноябре на пятой выставке «Бубнового валета» экспонирует шестьдесят супрематических холстов. Влияние супрематизма ощущается в произведениях Л.С.Поповой, Н.А.Удальцовой, В.Е.Пестель, С.К.Каретниковой.
Попытка организовать общество «Супремус» и подготовка к изданию журнала «Супремус», который издать не удалось. Делает декоративные эскизы для артели «Вербовка», показанные на выставках в Москве в 1915–1917.
Призван в армию – 56-й запасной пехотный полк (Вязьма, Смоленск, Москва).
1917–27 мая (9 июня нового стиля) избран представителем от молодой фракции (левой федерации) в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы.
Предлагает организовать Народную академию искусств.
В ноябре–декабре показывает работы на выставке «Бубнового валета».
От Военно-революционного комитета становится комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля.
1918 – серия статей в газете «Анархия» (март–июнь).
Пишет картины в стиле белого супрематизма.
Осенью в Петрограде в ПГСХМ ведёт занятия в своей мастерской, художник «Мистерии-буфф» В.В.Маяковского, режиссёр В.Э.Мейерхольд.
1919 – в начале января уезжает в Москву. «Мастерская по изучению нового искусства супрематизма» в I и II ГСХМ.
На 10-й государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» представил шестнадцать супрематических холстов. Среди них – «Белое на белом» – полемика с А.М.Родченко, показавшим «Чёрное на чёрном».
1919 – с начала ноября в Витебске, руководит мастерской в Народной художественной школе, созданной М.З.Шагалом. Показывает работы на 1-й государственной выставке картин московских и местных художников.
В декабре вышла сделанная литографским способом книга «О новых системах в искусстве», к которой 15 ноября Малевич дописал «Установление А».
Вместе с Л.М.Лисицким и учениками оформляет Витебский комитет по борьбе с безработицей.
1920 – создаёт группу «Уновис». Название принято 14 февраля.
В июне с учениками приезжает в Москву на 1-ю Всероссийскую конференцию учащих и учащихся. В Москве – персональная выставка (сто пятьдесят три работы).
1921 – в декабре в Москве в Инхуке выставка Уновиса. Острый конфликт Уновиса и Инхука.
1922 – продолжает работу над теоретически-философскими трактатами. Закончил в феврале «Мир как беспредметность, или Вечный покой» (издана по-немецки – K.Malewitsch. Suprematismus. Die gegendstandloseWelt. Köln, 1962).
В апреле выпускает книгу «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
В начале лета вместе с рядом уновисцев уезжает из Витебска в Петроград.
Показывает работы (с 15 июня) на выставке «Объединение новых течений в искусстве» в МХК.
«Точильщик» с Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димен в Берлине приобретает Кэтрин Дрейер.
1923 – в январе–марте в Москве в МЖК проходит персональная выставка к 25-летию художественной деятельности, подготовленная Н.О.Коган.
В мае в Петрограде руководит организацией экспозиции Уновиса на «Выставке петроградских художников всех направлений. 1918–1923», которая заканчивалась двумя чистыми белыми холстами.
По предложению Н.Н.Пунина пишет эскизы новых форм и росписей для Государственного фарфорового завода. С 1923 начинается работа над архитектоническими супрематическими моделями, в которую включаются Н.М.Суетин, И.Г.Чашник, В.Т.Воробьёв и другие.
1924 – супрематические работы Малевича отобраны для участия на 14-й Биеннале в Венеции, но не вошли в состав экспозиции.
С 1 октября руководит Гинхуком (в мае ещё в рамках Института исследований культуры современного искусства), показывает планшеты и рисунки «Супрематизм в архитектуре».
1925 – в сентябре живопись Малевича включается в состав выставки «Левые течения в русской живописи за 15 лет» в Москве.
1926 – в марте на Международной выставке новой архитектуры в Варшаве экспонируются архитектоны Малевича. В июне архитектоны показываются на выставке в Гинхуке.
Статья Г.С.Серого «Монастырь на госснабжении» («Ленинградская правда». 1926. 10 июня) положила начало свёртыванию деятельности Гинкуха и травле Малевича. 15 ноября Малевич освобождён от должности директора Института.
1927 – 8 марта едет в Варшаву, где пробыл до 29 марта. Устраивает выставку в отеле «Полония» (20–25 марта). С 29 марта по 5 июня – в Берлине. Его работы показываются в особом зале на «Большой берлинской художественной выставке». Вернисаж – 14 мая.
7 апреля был в Дессау в Баухаузе, где встречался с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем, Людвигом Мис ван дер Роэ, В.В.Кандинским, Хансом Рихтером, с которым обсуждает сценарий фильма о супрематизме.
Власти требуют срочного возвращения Малевича в СССР. Попытка продлить визу успеха не имела.
5 июня уезжает в СССР. Перед отъездом оставляет картины и методологические схемы архитектору Хуго Херингу и часть документальных материалов Гансу фон Ризену. Многие из работ, показанных в Берлине, сегодня находятся в СМА.
В 1928 руководит экспериментальной лабораторией ГИИИ.
Пишет картины, датируя их то 1900, то 1910, готовясь к персональной выставке в ГТГ. В мае 1929 делает повторение «Чёрного квадрата» 1915.
В ноябре–декабре – ретроспектива в ГТГ (параллельно ей галерея показывала выставку ленинградского Изорама). Новые картины со старыми датами создают новую хронологию его живописи.
1930 – выставка показывается в Киеве, где время от времени Малевич вёл занятия в Художественном институте (уволен летом 1930).
Ощущая общую безвыходность художественной ситуации, подаёт в Главискусство просьбу о новой заграничной командировке, которая решительно отвергается.
20 сентября 1930 арестован ОГПУ, но 6 декабря освобождён.
1931 – делает эскизы «Покраски» Красного театра в Ленинграде. Ему помогает А.А.Лепорская.
1932 – с октября заведует Экспериментально-исследовательской лабораторией в ГРМ.
На выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ работам Малевича был выделен особый зал. В нём были представлены (№№1227–1256 по каталогу) архитектоны, «Чёрный» и «Красный» квадраты, ряд постсупрематических композиций, в том числе «Цветная композиция. Женский торс на голубом», «Цветная композиция. Женский торс на белом», «Красная конница», «Спортсмены», «Женщина с граблями. Цветная композиция».
1933 – на юбилейной выставке в Москве осталось лишь несколько работ, творчество Малевича трактовалось как формалистическое.
В июне участвовал в выставке произведений художников-туристов в Ленинграде.
Осенью заболевает и 1 декабря пишет письма в «Кремль. Правительству» через МОСХ с просьбами о захоронении его праха.
1934 – в апреле–июне пишет портреты и композиции в реалистическом духе, в мае показывает некоторые из них на выставке «Женщина в социалистическом строительстве».
1935, апрель – пять портретов – на Первой выставке ленинградских художников.
1935, 15 мая умер в Ленинграде.
Суетин организует в зале ЛОСХ на время прощания выставку работ художника. Д.И.Хармс читает стихотворение, посвящённое памяти мастера.
Похоронен в Немчиновке неподалёку от Москвы. На могиле был установлен куб с чёрным квадратом (проект Суетина). Куб пропал в годы войны.
В Москве работы Малевича впервые после 1935 были показаны в 1962 на выставке графики Малевича и Татлина в Музее-библиотеке Маяковского, организованной Н.И.Харджиевым (выставка продолжалась всего три дня).
Работы Малевича хранятся во многих музеях Европы, Америки и в русских музеях. Большая коллекция – в СМА. Важные супрематические вещи оказались в МоМА и Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке (и в венецианском филиале), Галерее Тейт в Лондоне, Центре Помпиду в Париже. В России наиболее представительным собранием работ мастера обладает ГРМ. Первоклассные работы хранятся в ГТГ, в том числе «Чёрный квадрат». Ряд работ, в том числе кубофутуристических и супрематических, принадлежат музеям провинциальных городов – Астрахани, Саратова, Самары, Краснодара, Красноярска.
Литература:Архивы:
- А.М.Эфрос. О Малевиче // Художественная жизнь. 1920. №3;
- А.Ган. Справка о Казимире Малевиче // СА. 1927. №3;
- M.Lamac. Malewitsch und seine Schule // Deutsche Geselschaft für Bildende Kunst. Vortregung Aufsatze. №1. Berlin, 1969;
- К.С.Малевич. Письма М.В.Матюшину. Публ. Е.Ф.Ковтуна // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л., 1976;
- Jean Claude Marcadé. Malévitch. Paris, 1990;
- Serge Fauchereau. Malévitch. Paris, 1991;
- Д.Сарабьянов, А.Шатских. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М., 1993;
- Charlotte Douglas. Kazimir Malevich. New York, 1994;
- John Milner. Kazimir Malevich and the Art of Geometry. New Haven–London, 1996;
- Andréi Nakov. Kazimir Malewicz. Catalogue raisonné. Paris, 2002;
- Малевич. СС. T.1–5. М., 1995–2004;
- Andrzej Turowski. Malewicz w Warszawie. Kraków, 2004;
- Малевич 2004;
- Andréi Nakov. Malevich. Painting the Absolute. Paris, 2010.;
- ОР ГРМ;
- РГАЛИ.;