Отец Василий Васильевич Ле-Дантю, выпускник Петербургской военно-медицинской академии (1889), врач-окулист, народоволец, ссыльный, земский врач, гибнет во время эпидемии сыпного тифа. Мать – Зинаида Самойловна Ле-Дантю (урождённая Савостьянова), дочь статского советника, выпускница Смольного института.
Сохранились два словесных портрета художника. Первый принадлежит живописцу К.М.Зданевичу: «Блондин, почти рыжий, с узким белым лицом, длинными усами à la мушкетёр». Второй написан тифлисским поэтом Колау Чернявским: «Михаила Васильевича я встретил впервые на Бурлюковском докладе со спорами. <...> Я запнулся в своей вывесочной рации, заметив на себе полный думы и влаги бесценный камень синих глаз мастера. Так мы заговорили. После, при спорах со сцены, Михаил Васильевич ратовал за соборность, проще – за артель художников. Сложив руки, тонкий и тёмный, светлый лицом, огнями волос и непреклонной волею глаз, высказывался эмаусский спутник, подлинный облик собрата Джотто, мастер раннего Возрождения. Потом как-то Илья [Зданевич. – Д.Б.] повёл меня в мастерскую. Тёмный ход, нависшие какие-то антресоли. Маленькая комнатёнка горела, ещё больше, чем солнцем, двумя картинами мастера – против входа, рядом. “Сурам” – угластые холмы с башнею, юноша с лошадью – разбивали зрителя параличом, отбивая всякую охоту догадываться, сравнивать и сопоставлять. В “Счастливой Осетии” ясно горело иное. Женщина в гамаке разбивает картину, давая труднейшую задачу композиции. Художник райски легко и светло сводит всё это на нет, давая как раз счастье воскрешения».
Рисовать Ле-Дантю стал «как только мог держать карандаш» (РГАЛИ. Ф.792. Оп.2. Ед.хр.5. Л. 2). В 1900 поступил в петербургское 3-е реальное училище, которое окончил с отличием в 1908, получив к тому же премию АХ. Берёт уроки у пейзажиста Н.М.Фокина, занимается в мастерской Я.Ф.Ционглинского, где сближается с Е.Я.Сагайдачным, знакомится с Л.И.Жевержеевым, В.Е.Татлиным. В летние месяцы 1909 для подготовки к академическим вступительным испытаниям посещает занятия в студии М.Д.Бернштейна и осенью того же года поступает в АХ.
В 1910 Ле-Дантю сближается с самым представительным левым объединением Петербурга – «Союзом молодёжи», принимая участие в выставке 1911 (вне каталога). К этому времени относятся первые попытки выйти за пределы станковой живописи. Он выполняет эскизы костюмов для готовящейся «Союзом молодёжи» постановки народной трагедии «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа».
В январе 1912 уходит из АХ, тяготясь тамошними учебными порядками. Собирается подавать прошение в МУЖВЗ, но колеблется. К марту 1912 принимает участие в выставке «Ослиный хвост», происходит творческое сближение с М.Ф.Ларионовым и отказ от поступления в МУЖВЗ.
Во время пребывания в Москве знакомится с Морисом Фаббри и Кириллом Зданевичем, братом своего друга И.М.Зданевича.
По приглашению братьев с апреля по август 1912 живёт в Тифлисе, путешествуя по Грузии и Осетии. Именно Ле-Дантю принадлежит приоритет в открытии «современного грузинского Джотто». В 1913 разрабатывал концепцию всёчества, выдвинутую Ильёй Зданевичем.
В предвоенные годы он интенсивно и напряжённо работает: участвует в устраиваемых Ларионовым выставках «Мишень» и «№4. Футуристы, лучисты, примитив», выступает на футуристических диспутах, работает с собраниями В.С.Голенищева в Петербургском этнографическом музее, увлекаясь восточными древностями, посещает лекции и библиотеку Археологического института, создаёт множество рисунков, обнаруживая при этом значительный интерес к изобразительной культуре Византии (РГАЛИ. Ф.792. Оп.1. Ед. хр.5. Л. 2).
В это же время вокруг Ле-Дантю складывается кружок петербургской молодёжи (Янко Лаврин, И.Зданевич, Фаббри, В.М.Ермолаева, Н.Ф.Лапшин и другие), который издаёт журнал «Бескровное убийство», иллюстрировавшийся шаржевыми рисунками.
В апреле 1915 на квартире Ермолаевой устраивается четырёхдневная выставка практически всех созданных к этому моменту произведений Ле-Дантю (РГАЛИ. Ф.300. Оп.1. Ед. хр.51).
Осенью 1915 был мобилизован и после нескольких месяцев обучения во Владимирском пехотном училище отправлен в действующую армию. В училище и на фронте работает урывками. Из его переписки с О.И.Лешковой известно, что он исполнил декорации для перевозного театра и написал иконы для походной церкви.
25 июля 1917 прапорщик Чердынского полка Ле-Дантю погиб близ города Проскурова, где и был похоронен (ОР ГРМ. Ф.177. Ед. хр.90).
Литература:Архивы:
- А.А.Стригалёв. Кем, когда и как была открыта живопись Н.А.Пиросманишвили? // Панорама искусств. Вып. 12. М., 1989.;
- РГАЛИ. Ф.792. Оп.1. Ед. хр.5. Л. 8;
- РГАЛИ. Ф.792. Оп.2. Ед. хр.5. Л. 2;
- РГАЛИ. Ф.300. Оп. 1. Ед. хр.51;
- ОР ГРМ. Ф.177. Ед. хр.90. Л. 5–6 об. (письмо О.И.Лешковой И.М.Зданевичу).;