ЛАМАНОВА Надежда Петровна

Модельер, художник театрального костюма

Отец потомственный дворянин из обедневшего рода, военный. О матери сведений не имеется.

После окончания гимназии переезжает в Москву. Учится два года в школе кройки, затем нанимается закройщицей в мастерскую Войткевичей. В 1885 открывает собственную портновскую мастерскую, которая вскоре начинает обслуживать московскую художественную элиту. Ламанова едет в Париж для профессионального совершенствования. Становится «Поставщиком двора Его Императорского Величества» и создаёт ряд придворных туалетов (хранятся в ГЭ).

В 1901 приглашена К.С.Станиславским в МХТ. Руководит костюмерной мастерской театра до конца жизни. Известность Ламановой в художественных кругах подтверждается тем, что В.А.Серов пишет в 1911 её портрет.

После революции остаётся в России, несмотря на предложения работать в Западной Европе. Характерно её высказывание: «… революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Отдаёт своё имение под военный госпиталь.

В 1919 при участии Ламановой создана «Мастерская современного костюма», основанная на новых принципах создания одежды для трудящихся. Ламанова принимает активное участие в швейных учебных заведениях и швейной промышленности. Однако «за дворянское происхождение» была заключена в Бутырскую тюрьму и только после ходатайства М.Горького освобождена.

В первой половине 1920-х Ламанова занимается разработкой моделей простой одежды. В 1922 становится членом ГАХНа (кустарная секция), а в 1925 получает Гран-при на международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (модели и аксессуары в авангардном стиле). В том же году Ламанова вместе с В.И.Мухиной издаёт альбом «Искусство в быту», в котором были опубликованы модели одежды, основанной на строгих дизайнерских принципах. Этому изданию предшествовали статьи Ламановой «Русская мода» (Красная Нива. 1923. №30) и «О современном костюме» (Красная Нива. 1924. №27). В некоторых моделях мастерской Ламановой в середине 1920-х были использованы элементы супрематизма.

С середины 1920-х Ламанова всё более «переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя» (Стриженова). Работает в Кустэкспорте (до 1932). Но, в то же время, продолжает заниматься теоретическими проблемами моделирования. Также на протяжении 1930-х работает в театре (МХТ) и в кино (костюмы для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита»), участвует в международных выставках.

Умерла от сердечного приступа, когда узнала, придя на службу в МХТ, что театр эвакуирован. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Литература:
  • Т.Стриженова. Судьба Надежды Ламановой // Журнал мод.1989. №4.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов