В автобиографии писал о начале трудового пути, что проработал «4 года литейщиком и 15 лет – строителем». В 1900-е получил три премии от Петроградского общества архитекторов за конкурсные проекты. С 1907 «непрерывно работал по архитектуре в Петрограде, проектируя и заведуя технической стороной построек». В 1914–1917 учился на архитектурном отделении МУЖВЗ. В 1918 работал в Первой архитектурной мастерской Моссовета под руководством И.В.Жолтовского и А.В.Щусева.
В 1919–1920 – член группы «Живскульптарх», где велись интенсивные поиски в области формообразования. Параллельно работал в скульптурной артели II ГСХМ под руководством Б.Д.Королёва. Выработанные в этот период принципы послужили основой его концепции педагогического метода. Член Инхука, с мая 1921 возглавил его рабочую группу. В это время вокруг него сформировался творческий коллектив архитекторов-рационалистов. С 1923 – один из учредителей и председатель группы рационалистов АСНОВА, главные принципы которой отражены в журнале «Известия АСНОВА» (1926, под редакцией Ладовского и Л.М.Лисицкого).
Начал преподавательскую деятельность с момента основания Вхутемаса как профессор архитектурного проектирования. В противовес классической школе Жолтовского, совместно с В.Ф.Кринским и Н.В.Докучаевым организовал на архитектурном факультете Обмас. Произвёл революцию в архитектурном образовании, создав дисциплину «Пространство», в основу которой легла новая методика преподавания, направленная на развитие у учащихся объёмно-пространственного мышления. Ввёл в практику преподавания макетный метод выполнения композиционных заданий. С 1923 дисциплина «Пространство» была включена в общий курс Основного отделения для всех специальностей. Её вели лучшие студенты Ладовского (М.П.Коржев, И.В.Ламцов, М.А.Туркус и другие) под руководством Кринского.
Сам же Ладовский с 1923 вёл только архитектурное проектирование во Вхутемасе. Его мастерская на архитектурном факультете лидировала по составу учащихся и насыщенности идейных и формальных исканий. Ученики, прошедшие Обмас, у него же выполняли дипломные проекты: В.С.Балихин – «Аэропорт» (1924), Ламцов и Туркус – «Жилой коммунальный городской квартал» (1926), В.Петров – «Библиотека им. Ленина в Москве» (1927). Эти проекты отличались новаторством идей и приближённостью к реальной ситуации. Яркий пример такого подхода – конкурс на проект Международного Красного стадиона (1924), выигранный бригадой студентов Ладовского. Этот проект, выполненный в макете студентами под его руководством, получил Гран-при на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925. Для этой же выставки Ладовский выполнил конкурсный проект павильона СССР (2-я премия). При дальнейшей разработке темы к работе были привлечены студенты-дипломники. Наиболее выразительным был диплом Коржева (1926).
В 1927 организовал во Вхутеине научно-исследовательскую лабораторию («чёрную комнату») для исследования объективных закономерностей психофизического восприятия. В 1928 создал альтернативную АСНОВА организацию АРУ. Причиной этого стала неудовлетворённость деятельностью АСНОВА, практически не имевшей выхода на реальное проектирование и уступившей арену творческой борьбы конструктивизму, а также охлаждение между Ладовским и его студентами первого выпуска, прежде всего Балихиным.
В середине 1920-х создал проекты жилых комплексов для Москвы и Иваново-Вознесенска. С конца 1920-х почти полностью переключился на разработку пространственных аспектов градостроительства, что совпадало с потребностью проектирования новых промышленных городов и реконструкции существующих. Свои градостроительные идеи интенсивно внедрял в дипломные проекты во Вхутеине, выполненные его студентами: «Новый город» Г.Л.Лаврова и «Летающий город» Г.Т.Крутикова (оба 1928), «Центральный парк культуры и отдыха» К.С.Алабяна, Л.С.Залесской, М.Д.Мазманяна и другими (1929), «Зелёный город» В.П.Калмыкова (1930).
В 1929 разработал принципиально новую схему развивающегося (динамичного) города – «параболу». В основу процесса развития и роста города была положена непрерывно развивающаяся планировочно-пространственная структура, усложняющаяся по мере роста городского организма. Предложил использовать эту схему для реконструкции Москвы в конкурсном проекте (1932). Тема соцгорода была воплощена им в конкурсном проекте «Зелёный город» (1930, 1-я премия), который в дальнейшем разрабатывал с привлечением своих учеников из Вхутеина.
Участвовал в конкурсах на проекты памятника Колумбу в Сан-Доминго (1929), Дворца Советов в Москве (1931–1932, первый и третий туры), Синтетического театра для Свердловска, театра им. МОСПС в Москве (оба – 1931). В 1934–1935 по проекту Ладовского осуществлены наземный павильон станции метро «Красные ворота» и перронный зал станции метро «Дзержинская».
Всю жизнь оставался педагогом. С 1930 – в АСИ, с 1933 – в МАИ на кафедре «Планировка населённых мест» вёл курсовое и дипломное проектирование.
Литература:Архивы:
- Г.Крутиков. Архитектурная научно-исследовательская лаборатория при архитектурном факультете Московского высшего художественно-технического института // Строительная промышленность. 1928. №5;
- В.Кринский. Возникновение и жизнь Ассоциации новых архитекторов // Советская архитектура. Вып.18. 1969;
- С.О.Хан-Магомедов. Николай Александрович Ладовский (1881–1941) // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. М., 1975;
- С.О.Хан-Магомедов. Психотехническая лаборатория Вхутеина (1927–1930) // Техническая эстетика. 1978. №1;
- С.О.Хан-Магомедов. Николай Ладовский. М., 2011.;
- РГАЛИ. Ф.680. Оп.2 (личные дела УЖВЗ);
- ГРМ, ГТГ, ГНИМА, частные коллекции (архитектурная графика).;