Родился в Смоленске, в 1910 переехал с семьёй в Ригу, затем в 1912 – в Москву. Учился в СЦХПУ (1912–1918) у Д.А.Щербиновского, Ф.Ф.Федоровского, в студии Ф.И.Рерберга (1915), Студии живописи и рисунка И.И.Машкова (1916), ГСХМ (1918–1919) у П.П.Кончаловского. В 1919 ушёл добровольцем на фронт, работал при Политуправлении 3-й армии Восточного фронта. В 1920–1922 – профессор Екатеринбургских ГСХМ. По возвращении в Москву продолжил обучение во Вхутемасе (1922). В 1925–1929 преподавал живопись и цветоведение во Вхутемасе–Вхутеине. В 1921 вошёл в состав группы «Метод», работал над абстрактными геометрическими композициями, исследующими взаимодействия статических и динамических элементов, претворяющими космический порядок («Цветовая композиция». 1920–1921. Частная коллекция). В 1924 отказался от чистой беспредметности, ассимилируя её опыт в фигуративном искусстве («Городская площадь». 1926. ПГКГ). Со второй половины 1920-х складывается характерный ряд «персонажей»: поезда, аэропланы, дирижабли, основными мотивами произведений становятся движение и скорость, новое переживание времени сквозь утопии началаXX века и романтизированный научно-технический прогресс, главным объектом эстетического познания – бесконечность трансформирующейся пространственной материи, продлевающая футуристическую концепцию пластического динамизма («В кабине аэроплана». 1928. ГТГ; «Вечером на пути к аэродрому». 1928. ГТГ; «Октябрь». 1928. ГТГ; «Поезд идёт». 1929. ГРМ; «Дирижабль». 1931. ГРМ; «В полёте», 1935. ГТГ). В 1930-е рождается лирическая версия утопического проектирования аэрогородов в монументальных панно для Московского Дома пионеров. С конца 1950-х Лабас вновь обращается к беспредметному творчеству, воспроизводя утраченные работы 1920-х («Композиция на сером фоне». 1978. Частная коллекция) и разрабатывая новые формы синтеза миметического и абстрактного, наследуя теории В.В.Кандинского в сопоставлении живописи и музыки («Фантастический пейзаж». 1973; «Оркестр». 1981. Обе – частная коллекция). Создавая научно-фантастическую космогонию, он изучает первоэлементы бытия, постигая механизмы Вселенной сквозь непрерывное перерождение её «вещества» от материальности к умозрительности. Размышления о формах самоосуществления мироздания воплощены в серии «Жители отдалённых планет» (1968–1976), предвосхищающей поэтику постмодернизма в цитатности художественного текста и иронической реконструкции тотального «межгалактического» историзма.
В оформлении спектаклей активно использовал драматические цветосветовые эффекты при конструктивном лаконизме решения сцены («Отжитое время». Режиссёр Н.О.Волконский. Театр им. В.Ф.Комиссаржевской. 1924). В работах для БелГосЕТ и ГосЕТ сочетал трансформирующийся функциональный станок, динамизм аппликативного занавеса с кинетическими рельефами и муляжами («Гоп-ля, мы живем!» Э.Толлера. БелГосЕТ. 1928–1929; «Выстрел» А.Безыменского. БелГосЕТ. 1928–1929, «Поединок машин» Ц.Долгопольского. БелГосЕТ. 1928–1929, «Миллионер, дантист и бедняк» Э.Лабиша. ГосЕТ. 1935–1936).
Участник выставок: работ екатеринбургских художников (1921. Екатеринбург); произведений советских художников (Амстердам, Голландия, Берлин, Германия,1923–1924); 2-я, 3-я и 4-я выставки ОСта (1926–1928. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и многих других.
Создал ряд монументальных панно, панорам и диорам.
Литература:Сочинения:
- Е.И.Буторина. Александр Лабас. М., 1979;
- А.Каменский. Романтический монтаж. М., 1989;
- Александр Лабас. [Каталог] М., 1991;
- Александр Лабас. К столетию мастера. [Каталог] М., 2000;
- Александр Аркадьевич Лабас. Альбом. М., 2006;
- Личный Лабас. Александр Лабас в частных собраниях. [Каталог] М., 2007;
- Инопланетный гость Александр Лабас. [Каталог] Ростов-на-Дону, 2007;
- Александр Лабас. Южный пейзаж. Акварель. [Каталог] Сочи, 2007;
- Ю.А.Лабас. Когда я был большой. М., 2008;
- Александр Лабас. Кузнецкий мост, 1976. Воспоминания о выставке. [Каталог] М., 2010;
- Александр Лабас. На скорости XX века. [Каталог] М., 2011;
- Александр Лабас. [Каталог] СПб., 2012.;
- Воспоминания. М., 2004.;