КРАВЧЕНКО Алексей Ильич

График, живописец. Известен в основном как мастер станковой и книжной графики. В живописи был последовательным сезаннистом

Родился в крестьянской семье и первые уроки рисования получил от иконописца местной церкви. В 1900–1904 учился в Духовном училище, затем переехал в Москву и поступил в МУЖВЗ. Учился под руководством С.В.Иванова, К.А.Коровина и В.А.Серова. В 1905, в связи с временным закрытием училища, уехал в Мюнхен, где занимался в школе-студии Шимона Холлоши. В 1906 возобновил занятия в МУЖВЗ, которое окончил в 1910 (в 1908 получил премию И.И.Левитана по живописи).

В начале 1910-х Кравченко путешествует по Италии и Греции с целью изучения монументального искусства. Его пейзажи, написанные во время путешествия, были высоко оценены в 1911 на выставках СРХ, «Мира искусства» и даже куплены Императорским Эрмитажем. В 1912 становится членом МТХ, а произведения приобретаются Румянцевским музеем и Третьяковской галереей. Был отправлен АХ в творческую поездку в Индию и на Цейлон. Участвует в Первой мировой войне в качестве художника-корреспондента и фотографа.

А.И.Кравченко. Радуга. Начало 1920-х. Холст, масло. 87×70. ГТГ
А.И.Кравченко. Розовый дом у реки. 1920-е. Холст на картоне, масло. 44,5×55. СОХМ
0 / 0

После ареста и казни тестя и конфискации семейного имущества в 1918 Кравченко с женой уезжает в Саратов. Его лучшие живописные достижения этого времени – серия пейзажей (1918), написанная в Корольковских дачах (около Саратова), где художник жил со своими друзьями – университетскими преподавателями и художником А.И.Савиновым. Художник вспоминал: «Я любил пейзаж Корольковских дач с пустынными холмами, старыми клёнами и прудами. В моих этюдах этого лета большую роль играл монументальный пейзаж». Стилистика этих пейзажей вдохновлена, с одной стороны, старыми мастерами, с другой – поисками нового живописного качества, которое Кравченко черпает у Поля Сезанна. В своём увлечении сезаннизмом Кравченко переосмысляет традиции «Бубнового валета», хотя с самим объединением связан не был.

В Саратове Кравченко занимает должность директора Радищевского музея (см.: Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева) и одновременно декана графического факультета Свомаса.

Начиная с 1921 Кравченко обосновался в Москве и работал в основном как гравёр – в технике ксилографии, офорта и линогравюры – в различных жанрах от станковой гравюры и книжной иллюстрации до малых форм (издательские марки, экслибрисы). Романтически-эмоциональные и экспрессивные, его графические произведения стали классикой советского искусства.

Был членом объединения «4 искусства» (с 1925). В 1925 на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже был удостоен Grand Prix. С 1935 преподавал в МИИИ.

Литература:
  • С.В.Разумовская. А.И.Кравченко. М., 1962 (2-е изд. М., 1986);
  • А.И.Кравченко. Выставка к столетию со дня рождения. Живопись. Графика. [Каталог] М., 1989;
  • В.Кеменов. Алексей Кравченко. Живопись. Станковая графика. Книжная иллюстрация. Л., 2005.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов