В 1899‒1905 училась в Училище ордена св. Екатерины (Екатерининский институт) в Петербурге, в 1905–1908 в школе ОПХ (в рисовальном классе у А.Р.Эберлинга, в «классе рисования животных» у А.А.Рылова, в классе композиции у А.В.Щусева), в 1908–1911 в студии Я.Ф.Ционглинского (где познакомилась с В.В.Хлебниковой и Л.А.Бруни), в 1911–1913 посещала вольнослушателем живописное отделение МУЖВЗ. В 1912 подавала документы в СЦХПУ, но не была принята.
Школу ОПХ и МУЖВЗ Коган не окончила (ориентация Школы на подготовку художников-производственников её не устраивала; МУЖВЗ бросила, «так как увлеклась изучением французской живописи»). В 1910-х была дружна с Н.С.Гончаровой, находилась в близких отношениях с И.Ф.Ларионовым, братом М.Ф.Ларионова; именно этот круг общения спровоцировал её интерес к современному французскому искусству. К этому периоду принадлежит её рисунок «Первое выступление В.Маяковского на диспуте “Бубнового валета” в 1912 году в аудитории Политехнического музея в Москве».
С 1913 начала давать уроки живописи для детей ‒ сначала в Москве, затем в Петербурге (куда переехала в 1913); также преподавала детям на дому французский и русский и подрабатывала переводами. Около 1915–1916 познакомилась с П.В.Митуричем. Вероятно, Коган была в числе эпизодических посетителей легендарной «Квартиры №5». Скорее всего именно там она познакомилась с В.В.Хлебниковым, став фанатичной почитательницей его творчества.
В 1917 в качестве члена-соревнователя входила в петроградские общества «Свободная мастерская» и «Мастерская им. Я.Ф.Ционглинского», составлявшие «левый блок» в СДИ, посещала изостудию при нём, где познакомилась с В.М.Ермолаевой. Несколько месяцев работала в Обществе охраны памятников старины, подключившись к деятельности Ермолаевой по созданию Музея города в Петрограде (Ермолаева возглавила в музее подотдел вывесок). Работа заключалась в собирании вывесок, представлявших художественную ценность. В это время сделан карандашный портрет Ермолаевой (ГТГ). С осени 1918 до весны 1919 занималась организацией живописной мастерской для рабочих в Петрограде во Дворце искусств, работала преподавателем рисования в трудовой школе I ступени. В 1918 участвовала в конкурсе Наркомпроса на новые почтовые марки. В январе 1919 была зачислена в мастерскую В.Е.Татлина в ПГСХУМ. В конце 1918 ‒ начале 1919 познакомилась с Малевичем, формально числившимся профессором мастерской ПГСХУМ.
Весной 1919 М.З.Шагал пригласил Коган преподавать в Витебске рисование и живопись; в марте 1919 она получила от Отдела Изо НКП назначение в ВНХУ, переехала в Витебск, работала преподавателем подготовительного класса и преподавала рисование в городских общеобразовательных школах.
После появления осенью 1919 в школе Малевича стала одной из самых преданных его учениц, в феврале 1920 вступила в группу Уновис. Вместе с Малевичем, Л.М.Лисицким, Ермолаевой входила в комиссию по организации Совета Утверждения Новых Форм Искусства при Витебском губернском отделе народного образования, была членом творкома Уновиса, ездила с Малевичем, Лисицким, И.Г.Чашником и Л.М.Хидекелем в Смоленск на областную конференцию Уновиса, сопровождала студентов в Москву «для проведения занятий в художественных хранилищах», написала три статьи. «Начала живописной абстракции. О методе К.С.Малевича, применяемом в начальной кубистической мастерской абстракции» была напечатана в самодельном альманахе «Уновис» и сдана в журнал «Интернационал искусств» (журнал не вышел). В альманахе эта статья сопровождается шестью карандашными рисунками Коган, схематически иллюстрирующими её положения о принципах кубистического построения (Лл. 25‒26). Заметки «О графике» и «О московских Свободных Государственных мастерских» появились в литографированных газетах Уновиса – «Листок Витебского творкома №1» и «Путь Уновиса». Участвовала в диспутах и собеседованиях, устраиваемых Уновисом, а также в оформлении празднеств в Витебске.
6 февраля 1920 в Витебске был показан «Супрематический балет» в постановке Коган. Балет выглядел как перемещение статистами по сцене картонных геометрических фигур, визуализирующих теорию движения супрематических форм в пространстве и пластическую интригу их зарождения и последовательной трансформации из супрематического абсолюта ‒ чёрного квадрата ‒ и возвращения к нему же. Пояснительный текст «О супрематическом балете», а также четыре эскиза сценографии ‒ общее оформление сцены (гуашь) и три маленьких карандашных рисунка-чертежа мизансцен были помещены в альманахе «Уновис №1» (Лл. 20 об., 21). Существует ещё один вариант эскизов, хранящийся в СПбМТиМИ и отличающийся от рисунка в альманахе раскраской супрематических плоскостей и несколько иными пропорциями. Рисунок выполнен более тщательно, чертежи сделаны тушью, по линейке. По всей вероятности, этот «беловой» вариант предназначался для экспонирования на одной из выставок Уновиса (об участии Коган в выставках Уновиса сведений нет).
Кроме этих эскизов из витебских работ Коган сохранились два эскиза супрематической росписи трамваев (рисунки помещены в альманахе «Уновис №1»; Лл. 39, 40). Деревянная супрематическая игрушка «Хо-бо-ро» (1920) известна по фотографии, вклеенной в один из экземпляров альманаха «Уновис №1».
В июне 1922 переехала в Москву, вышла замуж за художника А.А.Борисова, ученика А.М.Родченко. В 1922–1924 по рекомендации Д.П.Штеренберга работала консультантом по плану развески в МЖК; в 1923 организовала в МЖК персональную выставку Малевича и выставку работ П.В.Митурича, посвящённую памяти Хлебникова.
В 1922, узнав о тяжёлой болезни Хлебникова, собирала деньги на его лечение и добивалась для него места в больнице. Вместе с Митуричем после смерти Хлебникова занималась изданием его стихов. В 1924 приняла участие в романтической истории отношений Митурича и Хлебниковой, послав в Астрахань деньги, необходимые Хлебниковой для приезда в Москву и долгожданного очного знакомства с Митуричем. К этому периоду относится портрет Хлебниковой (1924. Частная коллекция). В 1924‒1926 вместе с Борисовым иллюстрировала учебники для «Центрального издательства народов СССР», получала разовые заказы в Комитете водохранения. В 1926 переехала в Ленинград, занималась оформлением выставок в Выборгском доме культуры и Музее революции. В 1927 принимала активное участие в подготовке выставки новейших течений в Русском музее. С 1928 начала работать в Детгизе, в 1932‒1933 преподавала рисование в младших классах школы, в 1934 по рекомендации О.Г.Бонч-Осмоловской получила работу преподавателя в детской художественной студии Нарвского района. В 1930-х делала иллюстрации для журнала «Чиж».
После Витебска супрематизмом больше не занималась; работы конца 1920-х – начала 1930-х созданы в реалистической манере. Из них известны и сохранились рисунки и акварели: карандашный портрет Л.К.Степановой (жены литературоведа Н.Л.Степанова, занимавшегося изданием сочинений Хлебникова. Частная коллекция), несколько карандашных и тушевых портретов А.А.Ахматовой (РГАЛИ, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, ГЛМ), карандашный портрет И.Н.Пуниной (1927. Частная коллекция), «Голова зайца» (1928. Музей «Царскосельская коллекция»), «Маляр» (1927. ГРМ) «Мальчик у окна» (1928. ГРМ), портрет художника А.Борисова (до 1928. ГРМ), портрет В.Ермолаевой (1934. ГРМ; на обороте ‒ портрет неустановленного лица, предположительно О.Бонч-Осмоловской).
В конце 1920-х ‒ 1930-е иллюстрировала детские книжки о природе и животных Е.А.Благининой (Сорока-Белобока. М., 1937), В.В.Бианки (Прятки. М, 1931; совместно с Е.И.Чарушиным), Лесника (Е.В.Дубровского) (Волк. М. – Л., 1928; Аквариум. М., 1930; Зимой и летом. М., 1931; Кролики и голуби. М., 1930; Птицы. М.,1930) и другие.
С 1928 посещала художественный кружок «Группа живописно-пластического реализма», собиравшийся на квартире Ермолаевой. В 1934 была арестована в числе художников кружка как член «контрреволюционной группы», через несколько месяцев освобождена. В течение 1930-х – в начале 1940-х она была экспонентом трёх выставок в Ленинграде: Выставка работ женщин-художников (1938); 6-я выставка произведений ленинградских художников (1940); 7-я выставка произведений художников Ленинграда (1941).
Умерла во время блокады Ленинграда от заражения крови. Похоронена на Пискарёвском кладбище.
Литература:
- L.Shadowa. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. Dresden. 1978;
- Т.В.Горячева. Нина Коган. История судьбы // В круге Малевича;
- Шатских. Витебск;
- Т.В.Горячева. Нина Коган. Новые материалы // Витебск 2002;
- Альманах Уновис №1. Факсимильное издание. Подг. текста, публ., комм., вст. статья Т.В.Горячевой. М., 2003;
- Tatjana Gorjatschewa. Theatre experimente der Russischen Avantgarde // Malewitsch und sein Einfluss. Kunstmuseum Liechtenstein, Vaduz, 2008.;