Родился в крестьянской семье, отец Василий Семёнович Клюнков был плотником. В 1881 семья переезжает на Украину в Каменку Каменец-Подольской губернии, где отец поступает на службу на сахарный завод. Сын учится в реальном училище в Могилёве-Подольском. Из-за отсутствия денег у отца не смог переехать в Нежин, куда было переведено училище. Переезжает с семьёй в Киев. В середине 1880-х начинает самостоятельно заниматься рисованием.
В 1892 Клюн с отцом едет в Рамонь Воронежской губернии в 40 км от Воронежа в имение принца Ольденбургского, где работает на сахарном заводе и продолжает занятия рисованием. Вскоре переезжает в Ломжу (Польша) к дяде полковнику. Данные о продолжении там учёбы в классической гимназии, отбытии военной службы и переезде в Варшаву в 1896 для занятий рисованием в художественной школе при ОПХ ни воспоминаниями художника, ни другими документами не подтверждаются.
После 1895 возвращается в Москву и поступает на службу сначала в правление Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а в 1902 – в контору текстильного предприятия (в должности счетовода, а затем бухгалтера). Одновременно продолжает самостоятельно заниматься рисованием, пишет пейзажи с натуры. В начале 1900-х посещает Студию живописи и рисунка И.И.Машкова (Машков называл его имя в числе самых серьёзных учеников) и частное художественное училище живописи и скульптуры А.П.Большакова (занимается там около года). С 1903 по 1907 учится в Художественном училище Ф.И.Рерберга, где знакомится с К.Ясинским, Д.Д.Бурлюком и К.С.Малевичем (в 1907). Именно тогда возникает дружба Малевича и Клюна, причём последний, будучи старше на шесть лет, занимает место младшего товарища. Клюн начинает работать как самостоятельный художник и, следуя за Малевичем, увлекается символизмом. Работы Клюна второй половины 1900-х (как и Малевича) отражают символистскую стилистику, характерную для таких ярких представителей этого стиля, как М.А.Врубель, Н.Д.Милиоти, В.Э.Борисов-Мусатов и Микалоюс Чюрлёнис («Портрет жены». 1910. ГМСИ).
В 1911 Клюн – один из учредителей «Московского салона» и участник трёх выставок общества (февраль 1911; конец 1911 – начало 1912; март–апрель 1912). В эти годы (1911–1914) он выставляется под псевдонимом «Клюнов».
С 1912 становится частым посетителем собрания картин С.И.Щукина, особенно увлекается творчеством Поля Гогена, Пабло Пикассо. После участия в «Выставке картин современных русских художников» в Калуге (март–апрель 1912), через Малевича входит в круг московских художников-авангардистов (В.Е.Татлин, М.Ф.Ларионов, А.В.Шевченко, А.А.Моргунов, Н.А.Удальцова, Л.С.Попова и другие). Также благодаря Малевичу знакомится с представителями петербургского авангарда в лице членов общества «Союз молодёжи» и участвует в одной из их выставок (ноябрь 1913 – январь 1914; на ней экспонировался первый вариант «Портрета Ивана Васильевича Клюнкова» работы Малевича (не сохранился).
С этого времени Клюн – участник всех авангардных выставок. Он начинает подписывать свои картины псевдонимом «И.Клюн» (впервые – на выставке «Художники Москвы – жертвам войны» (ноябрь 1914 – январь 1915).
В 1915 участвует в «Первой футуристической выставке “Трамвай В”» (март–апрель). Следуя Малевичу, работает в стиле кубофутуризма («Озонатор». 1914. ГРМ), но старается изобрести собственный вариант стиля, что ему блестяще удаётся в одном из самых известных его произведений – рельефе «Пробегающий пейзаж» (1914–1915. ГТГ). Он также создаёт протоконструктивисткую скульптуру («Кубистка за туалетом») – прообраз его более поздних мобилей. Эти произведения фигурировали на «Последней футуристической выставке “0,10”» (1915). Принимает участие в издании супрематического памфлета, распространяемого на выставке, а также в ряде футуристических изданий, в том числе в создании брошюры А.Е.Кручёных «Тайные пороки академиков» (М., 1916; вышла в 1915).
Если на устроенной Татлиным выставке «Магазин» (март-апрель 1916) Клюн представил кубофутуристические работы, то выставка «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1916) стала для Малевича и Клюна триумфом супрематизма. Как член общества «Супремус» и участник одноимённого неизданного журнала, Клюн проявил себя верным последователем этого направления беспредметности. В 1916–1917 он делает несколько десятков супрематических композиций («Супрематизм». 1916. ГТГ; «Беспредметная композиция. Супрематизм». 1917. ЯХМ).
В апреле 1917 в числе единомышленников по «Супремусу» заявляет о создании общества «0,10» (вошло позднее в СДИ). Входит в состав Профессионального союза художников-живописцев Москвы. На выставке «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917) Клюн продемонстрировал более тридцати одноцветных и многоцветных композиций. Важным достижением Клюна в это время является создание пространственных конструкций (в том числе первых в русском искусстве проектов движущихся конструкций, позднее названных мобилями).
После революции Клюн активно включается в общественную художественную жизнь: участвует в оформлении Москвы к новым праздникам, работает в ВЦВБ (по некоторым сведениям – до 1921). Начинает преподавательскую деятельность: в I ГСХМ (с осени 1918), а затем во Вхутемасе, где некоторое время заведует Основным отделением живописного факультета и ведёт «дисциплину цвета». По совместительству заведует там же керамической мастерской.
В феврале 1919 участвует в 5-й государственной выставке, а в апреле–мае – в 10-й государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве, где экспонирует шестьдесят два произведения под общим названием «Искусство цвета», в числе которых – супрематическая живопись и графика, а также беспредметная скульптура. В статье для каталога впервые проявляет критическое отношение к супрематизму. Его работы также экспонировались на 3-й выставке картин в Рязани и на 1-й государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске (1919).
В 1920 становится членом Инхука. Активно участвует в четырёхмесячной дискуссии «Анализ понятий конструкции и композиции и момент их разграничения». Весной 1921 вместе с А.Д.Древиным, Н.А.Удальцовой и Б.Д.Королёвым покидает Инхук из-за несогласия с приверженцами производственного искусства.
В 1921 избирается членом-корреспондентом ГАХН, вступает в общество «Мир искусства», а в 1922 принимает участие в Первой русской художественной выставке в Берлине.
В начале 1920-х Клюн уходит от супрематизма и создаёт сферические композиции, в которых геометризм сменяется плавным перетеканием форм («Сферическое пространство». 1922. ГТГ; «Красный свет. Сферическая композиция». 1923. ГМСИ). Бухгалтерскую службу продолжает совмещать с аналитической работой над цветом и формой в МЖК, состоит членом учёного совета музея. Экспонирует в МЖК таблицы, поясняющие взаимосвязь цвета и формы.
В середине 1920-х попадает под влияние пуризма в лице французских художников Амеде Озанфана и Пьера Жаннере (их работы он изучал в журнале Cahiers d’Art). Называет этот стиль «конструктивным реализмом», продолжает в нём работать до середины 1930-х («Второй интерьер». 1925–1932. ГМСИ). Одновременно вступает в ОСт (1925) и на первой выставке общества экспонирует работы по «светоцветовому принципу».
Участвует в выставке общества «4 искусства» (1926), становится членом ОРСа и выставляет беспредметную конструкцию «Электрификация» на второй выставке общества (за что подвергается жёсткой критике).
В 1928 в журнале «СА» (№6) выходит теоретическая статья Клюна «Кубизм как живописный метод». В 1928–1930 он оформляет и иллюстрирует ряд выпусков «Неизданного Хлебникова», составленных Кручёных, и его сборник «Турнир поэтов» (1-е и 2-е изд.).
Продолжает свои исследования в области теории искусства. Читает доклад «Проблема цвета в живописи» в ГМНЗИ, а также в обществе «4 искусства». В журнале «Малярное дело» (1931. №2) выходит статья Клюна «Проблема цвета в живописи» (с цветными пояснительными таблицами).
Принимает участие в выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ в Ленинграде (1932–1933), в ГИМ и в ГМИИ в Москве (1933–1934). Представленные на выставках работы Клюна подвергаются критике за формализм.
В 1930–1933 совершает несколько поездок летом к Малевичу в Немчиновку, а в августе 1933 Малевич гостит несколько дней в Москве у Клюна. В мае 1935 приезжает в Ленинград и проводит у постели умирающего Малевича его последние дни (делает зарисовки). Вместе с гробом Малевича едет в Москву и участвует в его похоронах в Немчиновке.
На диспуте «О реализме и натурализме в искусстве» в Комакадемии (март 1934) заявляет о своём переходе на позиции соцреализма. Однако в этом стиле он не работает, напротив, в его творчестве 1930-х появляются композиции, отражающие явное воздействие сюрреализма.
Литература:Сочинения:
- The Georges Costakis Collection 1981;
- Svetlana Kliunkova-Soloveichik. Ivan Vasilievich Kliun. [New York], 1993;
- И.В.Клюн в Третьяковской галерее. К 125-летию со дня рождения. [Каталог] М., 1999;
- И.В.Клюн. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники. Сост., авт. вст. статьи и комм. А.Д.Сарабьянов. М., 1999.;
- Примитивы ХХ века // А.Кручёных, И.Клюн, К.Малевич. Тайные пороки академиков. М., 1916;
- Ату его! (О травле футуристов) // Анархия. 1918. №39. 9 апреля;
- Умерла Ольга Владимировна Розанова // Каталог посмертной выставки О.В.Розановой. М., 1918;
- Искусство цвета // Каталог десятой государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм. М., 1919;
- Кубизм как живописный метод // Современная архитектура. 1928. №6;
- Проблемы цвета в живописи // Малярное дело. 1931. №2;
- «Казалось бы…»;
- «Блики и рефлексы», «Зачем нам нужно искусство?» Публ. текстов и комм. А.Сарабьянова // Эксперимент 1999.;
Архивы:
- ОР ГМСИ;
- ОР ГТГ. Ф.178.;