ХРЖАНОВСКИЙ Юрий Борисович

Живописец, график, актёр, артист эстрады. Входил в круг учеников П.Н.Филонова, развивал идеи авангарда в 1920-е и в 1960–1970-е

Родился в семье потомка польского ссыльного, сотрудника филиала «Издательского дома И.Д.Сытина». По предписанию органов надзора за политическими ссыльными некоторое время семья жила в Вологде, затем переехала в Иркутск. Начальное художественное образование Хржановский получил (конец 1910-х – начало 1920-х) в Иркутске в частной художественной школе И.Л.Копылова. Рано проявившиеся актёрские способности и увлечённость театром привели Хржановского в начале 1920-х в концертную бригаду, гастролирующую по Ленским приискам. В это же время он начал работу в области полиграфии, создал ряд плакатов, из которых наиболее известен «Помогите голодным детям!» (1921. Издание Иркутского Губпомгола. РНБ; воспроизведён в каталоге 2007. С.204. №132). В 1922 вместе с семьёй переехал в Петроград. Поиски заработков после ранней женитьбы (1922) стимулировали эпизодическое участие в сценических представлениях и выполнение заказов для полиграфии, одним из примеров которых является эскиз плаката «1 Мая 1923 года» (1922–1923; каталог 2007. С.88).

Учился в подготовительном классе Вхутеина при мастерской К.С.Петрова-Водкина (1922–1923) у С.В.Приселкова. В эти годы много рисовал как в классических традициях академизма («Голова натурщика». 1922. Частная коллекция; каталог 2007. С.190. №27), так и в стилистике нового искусства («Портрет крестьянки». 1922. Частная коллекция; каталог 2007. С.190. №30), посещал конференции и диспуты, проходившие в стенах АХ, с участием студентов и преподавателей. По свидетельству художника (каталог 2007. С.205), занимался у К.С.Малевича в Гинхуке (1923–1924), где изучал стили французских новаторов («Сосна. Посвящается П.Синьяку». Середина 1920-х; каталог 2007. С.191. №35).

Знакомство с молодым художником Б.И.Гурвичем привело Хржановского в 1926 в группу учеников П.Н.Филонова. Как и Гурвич, Хржановский входил в ядро наиболее активных участников коллектива МАИ (1926–1930). В 1927 для выставки филоновцев в Доме печати создал монументальное полотно «Сибирские партизаны» (1927. С 1988 – ГРМ, ранее хранилось в мастерской Гурвича). Стиль художника в этот период соединял приёмы различных способов восприятия действительности. Сопоставление рисунка «Прачка» (1924–1927; каталог 2007. С.102), подготовительного эскиза к картине «Красноармейцы» (1925. Частная коллекция; каталог 2007. С.103) и законченного панно позволяет проследить развитие замысла от натурного этюда к наполненной особым авторским звучанием композиции. В итоговой работе Хржановский подошёл к неожиданному результату – фактурный раздельный мазок импрессионистического видения стал знаковым элементом изобразительного детерминизма материи. Подчёркнутый физиологизм в изображении рук, лиц персонажей, тела собаки выявил увлечённость художника экспрессионизмом, но физиологизм этот с обнажением строения тел уподоблен им декоративному узорочью тканей, многоцветью фактуры дерева, сложнокристаллическим формам снега, и в итоге психологизм и нервная заряженность, свойственная немецкому варианту экспрессионизма, растворились в декоративизме. Соединение приёмов различных стилевых направлений и переосмысление революционного сюжета – приезда партизан в сибирскую деревню – до уровня жанровой сцены, в которой двое молодцов задержались подле бабы, запечатлённой сзади склонившейся за стиркой и невольно приоткрывшей своё исподнее, вносило какую-то неожиданную жизненность и двусмысленность народной частушки в сюжет революционной жизни. Характер дарования Хржановского, наделённого талантом пародии и весёлого абсурдистского переиначивания смыслов, проявился в картине в полной мере. Вопреки распространённому мнению о давящем на учеников авторитете Филонова, каждая из работ Дома печати несла отпечаток индивидуальности их создателей. Всё, что казалось Хржановскому важным или прекрасным, легко становилось предметом ироничного высказывания. Напряжённо работая в Доме печати, он, как вспоминали его товарищи по МАИ, мог устроить розыгрыш самого Филонова – отлучаясь от томящей его долгой работы у холста, он артистично создавал бутафорскую иллюзию своего присутствия с помощью элементов собственного гардероба. Обладатель абсолютного музыкального слуха, он часто выступал в клубах и домах культуры в жанре звукоимитации.

Свою близость к атмосфере кулис Хржановский использовал и в интересах коллектива МАИ. Именно он содействовал привлечению части филоновцев к оформлению в клубе «Металлист» на Васильевском острове (1929) театрального представления «Король Гайкин 1-й, или Похождения активиста Гайкина» – клубного обозрения в десяти картинах (пьеса И.И.Келлера и В.С.Гиршгорна, режиссёр А.М.Лапшин). Над эскизами и декорациями работали шесть художников – Т.Н.Глебова, А.И.Порет, Хржановский, М.П.Цыбасов, Э.А.Тэнисман, Д.Н.Полозов. Только сохранившиеся эскизы Хржановского – «Проект сценического оборудования к спектаклю “Король Гайкин 1-й”» (каталог 2007. C.191. №33) и эскизы оформления «Пивная» (1929; каталог 2007. С.91) и «Кружка пива» (1929; С.90) – позволяют представить сценографию спектакля и существенно дополняют рецензию о нём В.Гросса («Красная газета». 1929. 29 апреля). «В одной сцене – “Пивная по существу”, к слову сказать, вообще самой удачной по оформлению, творчество художников вступило в связь с действием. В паузы, под перезвон бутылок, по сцене проносили несколько станковых картин, долженствующих изображать “вред пьянства”». Одно из двух экспонированных на 1-й общегородской выставке (1930. АХ) произведений Хржановского – скульптура «Пьяница» (местонахождение неизвестно) – продолжает тему его театральных эскизов 1929 или даже была задействована в постановке «Король Гайкин 1-й».

В ином духовном пространстве находятся герои рисунков Хржановского на темы жизни народов Якутии и Сибири: «Бурят-охотник на Байкале» (1924; С.99), «Якутская мадонна» (1926–1927; С.101) и другие. Интересный изобразительный приём – кадрированный вид сверху на фигурки смотрящих вверх детей – изобрёл Хржановский для передачи безмерного северного пространства в рисунке «Якутские дети» (1926–1928; С.98).

После раскола коллектива МАИ (май 1930) Хржановский полностью посвятил себя сцене. Был занят в качестве актёра, звуко- и светооформителя в постановках режиссёра И.Г.Терентьева до ареста последнего, затем работал в Ленинградском театре миниатюр. Активно концертировал, эпизодически выполнял заказы по оформлению книг, нотных сборников, календарей, делал плакаты. С 1934 до 1980-х был дружен с Э.П.Гариным и Х.А.Локшиной, снялся в их фильме «Женитьба» (1935; роль Шарманщика), где вместе с Гурвичем являлся ещё и художником-постановщиком. Став лауреатом 1-го Всероссийского конкурса артистов эстрады (1939), работал в Мюзик-холле и Театре миниатюр, снимался в кинофильмах. После переезда в Москву долгие годы (1939–1985) вёл интенсивную переписку с художником Гурвичем.

Во время Великой Отечественной войны выступал во фронтовых бригадах. В 1949 по просьбе Гарина создал эскизы оформления спектакля «Адмирал Ушаков» для постановки в Театре киноактёра. С начала 1950-х озвучил более 30 мультфильмов и кинофильмов. Отражением в судьбе художника интересного творческого опыта выступлений в репризах клоуна Б.П.Вяткина в Ленинградском цирке (1953) служит его «Автопортрет в гриме и костюме Клоуна »(1950-е. Частная коллекция; С.18) и цикл живописных и графических работ «Цирк».

Во второй половине 1960-х живопись вновь становится основным видом творчества Хржановского, он создаёт циклы работ в духе позднего символизма – «Ода к радости» (1960–1970-е), яркие абстракции как своеобразные вариации на тему творчества Пауля Клее (1967), цикл «Художник и музыка» (1970-е). Участвует в выставках Горкома графиков.

В 1965 во время гастролей в Иркутске Хржановский подарил свои ранние работы местному художественному музею. В 1967 посетил в Москве выставку Филонова в Курчатовском институте и в ФИАНе. В начале 1980-х переписывался с историком авангарда Е.Ф.Ковтуном, делился с ним своими воспоминаниями. В 1987 произведения Хржановского экспонировались на выставке учеников Филонова (Выборг, Ленинград, Москва). Создал ряд картин с изображением Филонова. Сын и внук художника (А.Ю.Хржановский и И.А.Хржановский) стали известными режиссёрами мультипликации и кино.

Произведения художника находятся в ГРМ, ИрОХМ и частных коллекциях.

Литература:
  • Каталог Первой общегородской выставки изобразительных искусств. Живопись, Рисунок. Графика. Скульптура. Архитектура. Фарфор. Театральное оформление». (Ленинградский областной отдел Союза Рабис), 1930;
  • Мастера аналитического искусства 1987;
  • Т.Н.Глебова. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове. Комм. и публ. Е.Ф.Ковтуна // Панорама искусств. Вып.11. М., 1988;
  • Ефимов 1990;
  • И.Н.Карасик. Театральный опыт школы Филонова. Оформление «Ревизора» в Доме печати // Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства. Конец ХIХ–ХХ век. Вып.VI. СПб., 1999;
  • И.Н.Карасик. МАИ (Мастера аналитического искусства; школа Филонова) // Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2001;
  • Екатерина Серебрякова. «Дом печати – дело наше…» // Эксперимент 2005;
  • Филоновцы: от МАИ до поставангарда. Живопись/графика. Вст. статьи А.Е.Кузнецов, А.Д.Боровский, сост. А.А.Исмагилова, куратор Ю.Рыбакова. Галерея «Арт-Диваж». М., 2006;
  • Дорогу аналитическому искусству 2007;
  • Юрий Хржановский. Автор-сост. Андрей Хржановский; авторы статей: Людмила Вострецова, Елена Струтинская, Андрей Хржановский. СПб., 2007;
  • М.Т.Петров. «Понятие таланта мы отводим» (Некоторые наблюдения над художественно-педагогическими принципами П.Н.Филонова) // Павел Филонов. К 125-летию со дня рождения. Сб. статей по материалам научной конференции. 2006. СПб., 2008;
  • Павел Филонов. Реальность и миф. Сост. А.Л.Правоверова. М., 2008.;
Сочинения:
  • Из писем к Б.Гурвичу // Юрий Хржановский. СПб., 2007;
  • Годы учений. Воспоминания // Юрий Хржановский. СПб., 2007.;

Архивы:
  • Архив семьи художника.;

Автор статьи: И.А.Пронина