Родился в зимней улусной ставке, где его отец, учёный-натуралист, служил попечителем улуса. Получил хорошее домашнее образование, учителями рисования в семье Хлебниковых были П.П.Беньков и Л.М.Чернов-Плёсский. Вероятно, в качестве вольнослушателя посещал рисовальный класс Казанской художественной школы (1901–1903), где училась младшая сестра – В.В.Хлебникова, ставшая впоследствии художницей. В 1903 поступил в Казанский университет на математическое, затем на естественное отделение физико-математического факультета (не окончил). В 1908 перевёлся в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, затем на русское отделение историко-филологического факультета (не окончил, исключён в 1911). Первая литературная публикация относится к 1908, за год до этого была опубликована его орнитологическая заметка. Начиная с ранних работ проявляется интерес Хлебникова к синэстезии, в частности к соответствию слуховых и зрительных ощущений («О пяти и более чувствах». 1904).
В Петербурге входит в круг Вяч.И.Иванова и молодой редакции журнала «Аполлон», но уже в конце 1909 иронически изображает художественные выставки «Аполлона» в пьесе «Маркиза Дэзес» и сатире «Карамора №2». В 1910 сблизился с В.В.Каменским, братьями Бурлюками, М.В.Матюшиным, Е.Г.Гуро, в результате чего образовалась группа «будетлян» (термин Хлебникова) или кубофутуристов. В том же году автограф Хлебникова демонстрировался на выставке «Импрессионисты» (Петербург) как иллюстрация психологического единства слова и пластики. В 1912 к будетлянам присоединились А.Е.Кручёных, В.В.Маяковский и Б.К.Лившиц. Почти все кубофутуристы являлись в равной мере поэтами и художниками. В 1913 они на правах автономной группы вошли в «Союз молодёжи» и издали совместный сборник («Союз молодёжи». №3).
В содружестве Хлебникова и Кручёных с левыми художниками складывается феномен русской футуристической книги. Поиск новых средств выразительности, стремление к переоценке ценностей в искусстве, создание нового живописного и поэтического языка, интерес к материалу и фактуре, идея «сдвига», установка на эпатаж – эти и другие черты, общие для поэтов и художников, проявились в типографском эксперименте по изданию литографированных книг. Произведения Хлебникова были опубликованы в сборниках «Мирсконца» (1912; с иллюстрациями М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, Н.Е.Роговина, В.Е.Татлина), «Игра в аду» (1912; с иллюстрациями Гончаровой), «Игра в аду» (2-е изд. – 1914; с иллюстрациями К.С.Малевича и О.В.Розановой), «Бух лесиный» (1913; с иллюстрациями Розановой, Н.И.Кульбина, Кручёных), «Тэ ли лэ» (1914; с иллюстрациями Розановой и Кульбина) и другие. П.Н.Филонов выполнил литографированное приложение к «Изборнику» Хлебникова, где буквы были превращены в своеобразные пиктограммы. Теоретическое обоснование ряда приёмов содержится в декларациях Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое» и «Буква как таковая» (обе – 1913): «… живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)»; «… настроение изменяет почерк во время написания <...> почерк, своеобразно изменённый настроением, передаёт это настроение читателю, независимо от слов».
В 1912 при содействии Д.Д.Бурлюка отдельным изданием вышла брошюра Хлебникова «Учитель и ученик», написанная в жанре философского диалога. В 1913–1914 в футуристических издательствах вышли книги Хлебникова «Ряв» с иллюстрациями Малевича и Бурлюка, «Творения» – с иллюстрациями В. и Д.Бурлюков, «Изборник» – с иллюстрациями Малевича и Филонова. Поэт стал известен прежде всего своим словотворчеством (стихотворения «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «О Достоевскиймо…» и другие). Аналоги своим поискам в области языка он находил в новейшей французской живописи, с которой знакомился в коллекции С.И.Щукина. Для произведений первого периода (до 1915) характерен также своеобразный мифологизм, фольклоризм и неопримитивизм (драма «Снежимочка», поэмы «Вила и леший», «Шаман и Венера»), что роднит Хлебникова с творчеством Ларионова и Гончаровой.
В 1916 поэт был призван в армию. Антивоенная тема отразилась в цикле стихов «Война в мышеловке» (1915–1918). В послереволюционные годы Хлебников много путешествовал, жил в Москве, Петербурге, Астрахани, Харькове, Херсоне, Баку, Железноводске, Пятигорске и других городах. В 1921 принял участие в Гилянском походе Красной армии в Иран, следствием чего явилась поэма «Труба Гуль-муллы» и цикл стихов. Эпизодически работал в редакциях газет: «Славянин» (СПб., 1913), «Красный воин» (Астрахань, 1918–1919), «Красный Иран» (1921), в БакРОСТА (1920). Опубликовал ряд историософских трудов на основе разработанных им «законов времени»: «Новое учение о войне» (1915), «Время мера мира» (1916), «Доски судьбы» (1922–1923) и другие. Числовые закономерности, выявленные им ранее в других областях, он находил и в супрематических работах Малевича, которые называл «теневыми чертежами» («Голова вселенной. Время в пространстве». 1919). Современность отразилась в поэмах Хлебникова 1921 – «Председатель чеки», «Настоящее», «Ночь перед Советами», «Ночной обыск»; утопические мотивы – в поэме «Ладомир» (1920), статье «Радио будущего» (1921). В новом, созданном Хлебниковым синтетическом жанре сверхповести написаны «Дети Выдры», куда вошли все темы и открытия первого периода творчества поэта (опубликованы в 1914 в сборнике «Рыкающий Парнас»), и «Зангези», ставшая завершением второго периода (опубликована в 1922 с обложкой работы П.В.Митурича). Умер Хлебников в Санталово, куда выехал с Митуричем в мае 1922.
В разные годы Хлебников был близок с Ю.П.Анненковым, Д.Бурлюком, Гончаровой, Б.Д.Григорьевым, М.В.Доброковским, В.Д.Ермиловым, Ларионовым, Матюшиным, Митуричем, М.М.Синяковой, Татлиным, Филоновым и другими художниками, многие из которых писали его портреты и иллюстрировали его произведения. В 1923 в Гинхуке Татлин осуществил постановку сверхповести Хлебникова «Зангези». Литературное творчество Филонова, Ларионова, Гончаровой находилось под сильным воздействием Хлебникова.
Сохранились рисунки Хлебникова: ученические работы, портреты, автопортреты, пейзажи, зарисовки, иллюстрации к собственным произведениям. Особый интерес представляют многочисленные изображения птиц, а также рисунки в словотворческих рукописях. В его произведениях регулярно упоминаются художники очень широкого круга: Хокусаи, Мурильо, Гойя, Корреджо, К.П.Брюллов, Ф.А.Малявин, К.А.Коровин, Филонов, Гончарова и другие. Многие стихотворения и поэмы Хлебникова восходят к тем или иным произведениям живописи. Так, прообраз «Детей Выдры», по словам самого поэта, – это «Купальщики» А.И.Савинова (правильное название – «Купание лошадей на Волге». 1908), стихотворения «Меня проносят на слоновых…» – индийская миниатюра, изображающая Вишну на слоне. Среди источников – также работы Ботичелли, Фелисьена Ропса, Н.А.Касаткина, В.И.Сурикова и других.
В статьях и письмах Хлебников неоднократно высказывался по вопросам искусства, в том числе авангардного. Приоритет изобразительного искусства в поиске новых средств выразительности в 1912 он выразил формулой: «Хочу, чтобы слово смело пошло за живописью» (набросок «Мы хотим Девы слова»). В статье «Художники мира!» (1919; написана по предложению Татлина) ставит перед художниками задачу «построить удобные меновые знаки между ценностями звука и ценностями глаза». В статье «Памятники…» (1913) во многом предвосхитил план монументальной пропаганды, осуществляемый в первые годы советской власти. В статье «Мы и дома» говорит об архитектуре прошлого, настоящего и будущего (1914).
В стихах Хлебников часто использует приёмы экфрасиса, словесного портрета (начиная с раннего «Бобэоби…») и пейзажа, например, в стихотворении «На родине красивой смерти – Машуке…», поэме «Поэт» (1919) и других. В прозаических вещах «Сон» (1915), «Ка-2», «Закон множеств царил…» (1916) Хлебников даёт обобщённый образ выставок новейшей живописи, провозглашает «победу глаза над слухом». В стихотворениях, посвящённых Татлину (1916), Кручёных (1921), Бурлюку (1921), поэт характеризует творчество этих художников и всей авангардной живописи: «Странная ломка миров живописных / Была предтечею свободы, освобожденьем от цепей. / Так ты шагало, искусство, / К песни молчания великой» («Бурлюк»). Поэт включал Н.И.Альтмана, Д.Бурлюка, Малевича, Матюшина и других художников в созданное им утопическое общество «Председателей Земного Шара».
Основная часть наследия Хлебникова, в том числе рисунки, находится в РГАЛИ, ОР РНБ, ОР ИМЛИ, Доме-музее В.В.Хлебникова (Астрахань), других архивах и частных коллекциях.
Литература:Архивы:
- Н.Степанов. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975;
- В.Альфонсов. «Чтобы слово смело пошло за живописью» / Хлебников и живопись // Литература и живопись, Л., 1982;
- Р.Дуганов. Рисунки Хлебникова // Панорама искусств. Вып.10. М., 1987;
- Е.Ковтун. Филонов и Хлебников // П.Н.Филонов. Живопись. Графика. Из собрания ГРМ. [Каталог] Л., 1988;
- Р.Дуганов. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990;
- Н.Перцова. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова. Вена–М., 1995;
- П.Митурич. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. М., 1997;
- Харджиев 1997;
- Мир Велимира Хлебникова. М., 2000 (Статьи: А.Парнис. Хлебников и Малевич: В поисках значимых элементов; К.Малевич. В.Хлебников; Д.Сарабьянов. Неопримитивизм в русской живописи и поэзия 1910-х годов; А.Парнис. О метаморфозах мавы, оленя и воина: К проблеме диалога Хлебникова и Филонова);
- В.Хлебников. Собрание сочинений: в 6 тт. М., 2000–2006;
- В.Григорьев. Будетлянин. М., 2000;
- Х.Баран. О визуальных источниках текстов Хлебникова // Х.Баран. О Хлебникове: Контексты, источники, мифы. М., 2002;
- Н.Перцова. О рисунках в словотворческих рукописях Хлебникова // Russian Literature. 2004. Vol.55. №1–3;
- С.Старкина. Велимир Хлебников. М., 2007.;
- РГАЛИ. Ф.527;
- ОР РНБ. Ф.1087;
- ОР ИМЛИ. Ф.139.;