ХИДЕКЕЛЬ Лазарь Маркович

Архитектор, художник. Ученик К.С.Малевича

Родился в семье каменщика. До осени 1918 учился в средней трудовой школе. В конце года был принят в ВНХУ, где преподавали М.В.Добужинский, М.З.Шагал, Л.М.Лисицкий и К.С.Малевич. С января 1919 в течение трёх месяцев занятия вёл Добужинский, с весны 1919 – Шагал, с лета Лисицкий преподавал архитектуру, проекционное черчение, полиграфию. Из них особую роль в формировании Хидекеля как художника играло проекционное черчение. Под руководством Малевича начал осваивать систему супрематизма.

В 1920 стал членом Творкома Уновиса, активно участвовал в выставках и в художественной полемике – конференциях и печатных сборниках.

Л.М.Хидекель. Проект рабочего клуба. 1926

Его тексты появляются в различных изданиях Уновиса: «Уновис. Листок Витебского Творкома №1. 20 ноября 1920»; Альманах «Уновис №1. Витебск. 1920» (статьи «Коммунизм труда и супрематизм творчества», «Супрематизм строительства»). Вместе с И.Г.Чашником выпустил единственный выпуск литографированного журнала «Аэро» (1920) и газету Уновиса (1921. Январь. №1; издание центрального Творкома Уновиса). Участвовал в Витебске в выставке «Революция искусства» в 1920.

В живописных композициях начала 1920-х разрабатывал принципы плоскостного супрематизма с его темой космичности на основе динамических сочетаний квадратных и крестообразных форм; в статьях тех лет ставил вопрос о выходе супрематизма в объём и пространство, в архитектурное формообразование.

Живописные работы Хидекеля были показаны на коллективной экспозиции Уновиса на Первой русской художественной выставке (1922. Берлин) и на Выставке петроградских художников всех направлений (1923. Петроград). В 1923 написал статью «О реформах в школах искусства» (для журнала «Вулкан»).

В 1922 переехал в Петроград вместе с группой соратников Малевича и поступил в ПИГИ на архитектурное отделение. Одновременно с учёбой продолжал работать с Малевичем в Гинхуке (ФТО), был его главным помощником в создании планитов и архитектонов, обозначивших стадию объё­много супрематизма. Хидекель сыграл ключевую роль в переводе системы супрематизма в реальное архитектурное проектирование. Первой супрематической композицией стал проект Аэроклуба (1922–1924): крестообразное пересечение горизонталей, напоминающих форму самолёта, чёрные полосы ленточных окон. Футурологические градостроительные концепты Надводного города («Плавающий город». 1925) и Аэрогорода, или Города на опорах (1920-е) носили экологическую направленность и предвосхитили идеи «городов будущего». Новаторские приёмы окончательно выкристаллизовались в курсовом проекте (4-й курс) рабочего клуба (1926). Отточенная композиция с динамичной комбинацией лежачих параллелепипедов, белыми плоскостями стен и тёмными полосами горизонтальных окон стала эталоном супрематизма. Не случайно это произведение Хидекеля неоднократно публиковалось под именем Малевича в архитектурном журнале (Wasmuths Monatshefte für Baukunst. Berlin. 1927. №10). Проект коллективного жилища (1927) решён Хидекелем в виде горизонтальной линейной структуры, образованной сблокированными квартирами-коттеджами, со сплошным ленточным остеклением и террасами.

В ПИГИ–ЛИГИ сложилось содружество Хидекеля с профессором А.С.Никольским, лидером новаторского крыла ленинградской архитектурной школы. Своими работами Хидекель оказывал влияние на старших коллег и во многом содействовал формированию «супрематического конструктивизма» Никольского и его творческой мастерской. Совместно они построили в Ленинграде деревянный клуб Северной верфи (1927) и стадион «Красный Спортинтерн» с ребристо-консольной конструкцией трибун и чисто супрематической композицией павильона (1927–1928, не сохранились), разработали проект Высшего кооперативного института в Москве (1929). Под руководством Г.А.Симонова Хидекель участвовал в строительстве школы на ул. Ткачей в Ленинграде (1927–1929), в которой соединены приёмы супрематизма и конструктивизма.

В 1923–1924 Хидекель пробовал свои силы в росписи фарфора.

После окончания института в 1929 Хидекель работал в проектном отделе Невдубстроя (ныне Кировск Ленинградской области). Проекты дома коллективного быта и клуба Нев­дубстроя (1930–1931) выдержаны в стилистике супрематизма: чёткие геометрические объёмы, ленты окон, контрасты белого и чёрного. От этого соцгородка сохранилась группа жилых домов, расположенных в системе строчной застройки, и в перестроенном виде баня, хлебозавод и комплекс Дубровской ГЭС с эстакадами и трубами, доминирующий в панораме верхнего течения Невы.

Архитектурный супрематизм является главным приоритетом ленинградской школы авангарда. Хидекель, сыгравший в его создании ведущую роль, навсегда сохранил внутреннюю верность супрематизму, но с середины 1930-х вынужден был подчиниться резкому изменению стилевой направленности советской архитектуры. С 1930 и до конца жизни (в течение 56 лет) он преподавал в ЛИКС–ЛИСИ (ныне – ГАСУ). Хидекель построил новый корпус института (1933–1934), решённый в лаконичных формах с использованием профилированных пилястр. В 1935–1941 руководил мастерской института Ленпроект. Наиболее интересное сооружение тех лет – трёхзальный кинотеатр «Москва» (1937–1939). Близкий крестообразному план и крупные геометрические объёмы следуют логике супрематизма, но монументальный фасад с центральной и угловыми лоджиями организован строем пилонов. В здании Гидрометеорологического института на Малоохтинском проспекте (1939–1952) также применён модифицированный ордер. Хидекель участвовал в составлении градостроительных планов развития Ленинграда, в застройке Московского проспекта. По его проекту (1938) началось строительство жилого дома с угловой башней, увенчанной шпилем, который стал высотной доминантой в южной части этого проспекта (№190, завершён в 1953 другими архитекторами).

Важное место в творчестве Хидекеля занимало школьное строительство. Лейтмотивом фасада школы на Гороховой ул., 57 (1940) служит единый строй пилонов простенков. В учебных зданиях архитектор реализовал новый способ разнообразных сочетаний типовых функциональных блоков (учебной, административной и зальной частей). По этому методу были построены школы на Мясной ул. (1937), ул. Егорова, Коломяжской, Б. Посадской и 12-й линии Васильевского острова (середина 1950-х; совместно с братом, Л.М.Хидекелем).

В 1941 Хидекель был назначен главным архитектором Гипромеза, реконструировал металлургические заводы в Нижнем Тагиле, Челябинске, Новокузнецке. В 1950-х участвовал в конкурсах проектов Пантеона и Музея К.Э.Циолковского, в 1960-х – театра в Будапеште. В многочисленных эскизах прослеживается широкий диапазон формальных исканий и переосмысление приёмов супрематизма. Экспериментальный проект школы (1972) показателен развитием приёмов авангардной архитектуры. В 1960-х в институте Гипробум консультировал разработку проектов Архангельского, Селенгинского и Сыктывкарского целлюлозно-бумажных комбинатов, Братского лесопромышленного комплекса.

Огромное значение имела педагогическая деятельность Хидекеля в ЛИКС–ЛИСИ. С 1931 он руководил мастерской архитектурного проектирования, в 1944–1949 состоял деканом архитектурного факультета, в дальнейшем возглавлял мастерскую, с 1967 – профессор. Воспитал несколько поколений архитекторов.

Похоронен на Комаровском кладбище.

Литература:
  • Ю.С.Яралов. Старейший зодчий // Зодчество. Вып.2 (21). М., 1978;
  • L.M.Khidekel. Exhibition. New York, Leonard Hutton Galleries, 1995. [Catalogue] New York, 1995;
  • И.Д.Саблин. Лазарь Хидекель // Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб., 2000;
  • В круге Малевича 2000;
  • Р.П.Хидекель. Лазарь Хидекель (1904–1986) // Архитектурный ежегодник. Санкт-Петербург. 2003–2004. СПб., 2004;
  • С.О.Хан-Магомедов. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). М., 2007;
  • С.О.Хан-Магомедов. Лазарь Хидекель. М., 2008.;

Автор статьи: В.И.Ракитин, Б.М.Кириков, М.С.Штиглиц