Учился в МАИ (1945–1951). Интерес и стремление к научной работе проявились у него уже в эти годы: он был членом Научного студенческого общества МАИ и летом выезжал на обмеры памятников архитектуры Дагестана. Разработку этой темы продолжил в аспирантуре НИИ теории и истории архитектуры АА СССР (1951–1954), защитив по ней кандидатскую (1955) и докторскую (1968) диссертации.
В 1955–1977 – научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры, последовательно заведовал секторами «Теории и практики современной зарубежной архитектуры», «Теории советской архитектуры», «Истории советской архитектуры». Наряду с этим занимался историей и теорией архитектуры новейшего времени, в частности, руководил подготовкой десятого тома «Всеобщей истории архитектуры», посвящённого архитектуре ХIХ – начала ХХ веков. В 1977–1989 – заведующий отделом художественного конструирования ВНИИ технической эстетики. В этой должности более 10 лет руководил научно-теоретическим семинаром «Художественные проблемы предметно-пространственной среды», сыгравшим заметную роль в развитии профессионального мышления. С 1989 и до конца жизни – главный научный сотрудник ВНИИ теории архитектуры и градостроительства.
В конце 1950-х – начале 1960-х начал собирать материалы по истории российского и советского архитектурного и художественного авангарда. Им были обследованы государственные и около 180 частных архивов архитекторов, художников, дизайнеров, скульпторов. В его научных трудах были впервые приведены и детально проанализированы уникальные документы и графические материалы, выявлены и уточнены многие исторические факты и обстоятельства, определившие пути развития авангардных течений, даны взвешенные и аргументированные оценки теоретических концепций и творческих поисков ведущих мастеров отечественного авангарда. Он открыл ряд крупных имён мастеров авангарда – Н.А.Ладовского, И.И.Леонидова, К.С.Мельникова, без которых немыслима теперь история этого явления. Благодаря его исследованиям установлен максимально полный список участников авангардных группировок с определением реального вклада каждого из них в общее дело. Фундаментальное значение имеет разработка Хан-Магомедовым проблем формообразования, композиции, стиля, взаимодействия и синтеза искусств в советской авангардистской архитектуре, градостроительстве, дизайне, сценографии, а также живописи, книжной графике в соотнесении с общемировыми процессами развития архитектуры и художественной культуры.
Ему удалось по-новому осмыслить многие творческие тенденции и стилеобразующие процессы ХХ и начала ХХI веков с выявлением существенных изменений ценностных критериев. На этой основе в последние годы жизни им была выдвинута оригинальная концепция борьбы и сосуществования в архитектуре двух «суперстилей» – авангардного и восходящего к ордерной классике, которая позволяет лучше понять интенции и движущие силы реального процесса развития архитектуры.
Особой заслугой исследователя следует считать активное введение им массивного пласта знаний о советском авангарде в мировую науку. Около 70 его работ (в том числе 14 книг) начиная с 1980-х были опубликованы за рубежом – в Германии, Италии, Англии, Франции, США, Австрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Испании, Японии. В значительной мере именно эти публикации открыли миру советский авангард и вдохновили архитекторов на изучение и творческое освоение его наследия. А вышедшая во Франции двухтомная монография о Вхутемасе (1990) впервые показала всему миру достижения этой прославленной школы, обозначив её выдающуюся роль в формировании и развитии авангарда и современной художественной культуры. Всего в перечне его работ более 450 научных трудов, в том числе около 70 монографий и брошюр, более 30 книг и сборников, подготовленных под его научным руководством.
Академик РААСН, почётный член РАХ, лауреат двух Государственных премий РФ.
Сочинения:
- Архитектор Иван Леонидов. М., 1971 (совместно с П.А.Александровым);
- Мавзолей Ленина. М., 1972;
- М.Я.Гинзбург. М., 1972;
- Архитектор Константин Мельников. М., 1981;
- Александр Веснин. М., 1983;
- Николай Ладовский. М., 1984;
- Архитектор Илья Голосов. М., 1986;
- Илья Голосов. М., 1988;
- VHUTEMAS. Moscou 1920–1930. V.1, 2. P., 1990;
- Живскульптарх (1919–1920). Первая творческая организация советского архитектурного авангарда. М., 1993;
- У истоков формирования «Аснова и Оса» – две архитектурные группы Инхука. М., 1994;
- Пионеры советского дизайна. М., 1995;
- Вхутемас–Вхутеин. Высшие государственные художественно-технические мастерские, 1920–1930. Архитектура. Дерево. Металл. Керамика. Графика. Живопись. Скульптура. Текстиль. В 2 кн. М., 1995, 2000;
- Архитектура советского авангарда. В 2 кн. М., 1996, 2001;
- Творческие течения, концепции и организации советского авангарда. М., 1997;
- Архитектура Дагестана. [8 выпусков] М., 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2005;
- Конструктивизм – концепция формообразования. М., 2003;
- Сто шедевров советского архитектурного авангарда. М., 2005;
- Константин Мельников. М., 2007;
- Рационализм (Рацио-архитектура) – «формализм». М., 2007;
- Супрематизм и архитектурный авангард (проблемы формообразования). М., 2007;
- Александр Веснин и конструктивизм. М., 2007;
- Иван Фомин. М., 2009;
- Иван Жолтовский. М., 2010;
- Серия «Творцы авангарда»: Моисей Гинзбург. М., 2007;
- Николай Ладовский. М., 2007;
- Илья Голосов. М., 2007;
- Николай Милютин. М., 2007 (совместно с Ю.П.Бочаровым);
- Антон Лавинский. М., 2007;
- Генрих Людвиг. М., 2007;
- Борис Королёв. М., 2007;
- Лазарь Хидекель. М., 2008;
- Иван Николаев. М., 2008;
- Владимир Кринский. М., 2008;
- Владимир и Георгий Стенберги. М., 2008;
- Георгий Крутиков. М., 2008;
- Михаил Барщ. М., 2009;
- Александр Никольский. М., 2009;
- Андрей Буров. М., 2009;
- Георгий Вегман. М., 2009;
- Михаил Коржев. М., 2009;
- Виктор Балихин. М., 2009;
- Михаил Охитович. М., 2009;
- Николай Соколов. М., 2009;
- Иван Леонидов. М., 2009;
- Казимир Малевич. М., 2009;
- Владимир Шухов. М., 2010;
- Виталий Лавров. М., 2010.;