КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

Живописец, график, автор театральных композиций, произведений декоративно-прикладного искусства, критик, педагог. Основоположник и теоретик абстрактного искусства

Родился в семье коммерсанта. В 1871 переехал с родителями в Одессу, где окончил классическую гимназию. Первоначально получил домашнее художественное и музыкальное образование. В 1885 поступил в Московский университет на юридический факультет, окончил его в 1893. В 1892 женился на своей кузине А.Ф.Чемякиной (официально развёлся в 1911). В 1889 участвовал в этнографической экспедиции в Вологодскую губернию. Годом ранее стал членом этнографического отделения Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, занимался в университетском этнографическом кружке, организованном его другом, будущим известным учёным-этнографом Н.Н.Харузиным. Ещё студентом Кандинский работал художественным директором в типографии «Товарищество И.Н.Кушнерёва», где печатались цветные репродукции, посещал музеи и выставки. Круг его художественных интересов был широк, особенно его привлекали полотна И.Е.Репина, В.Д.Поленова, И.И.Левитана. В 1895–1896 он продолжил занятия наукой, работал над диссертацией на тему «О законности трудовой заработной платы» под руководством профессора А.И.Чупрова на кафедре политической экономики и статистики.

В 1896 Кандинский отказался от научной карьеры и в конце года уехал в Мюнхен, чтобы заняться живописью. В 1897 поступил в частную школу словенского художника Антона Ашбе, который имел свою систему и методику преподавания живописи и рисунка. В школе познакомился с молодыми российскими художниками – И.Э.Грабарём, Д.Н.Кардовским, А.Г.Явленским, М.В.Верёвкиной, В.Г.Бехтеевым. После окончания школы и неудачной попытки поступить в Баварскую Королевскую академию художеств в класс Франца фон Штука занимался в течение года самостоятельно. В 1900 учился в классе Штука, где познакомился с Паулем Клее. В ученический период (1901–1902) Кандинский написал множество небольших натурных пейзажей, исполненных в характере импрессионистической и постимпрессионистической живописи («Мюнхен. Изар». 1901. Ленбаххаус; «Швабинг». 1901. ГТГ; «Старый город». 1902. Центр Помпиду).

В.В.Кандинский. Композиция VII. 1913. Холст, масло. 200×300. ГТГ
В.В.Кандинский. Синий гребень. 1917. Холст, масло. 133×104. ГРМ
В.В.Кандинский. Импровизация №4. 1909. Холст, масло. 107×158,5. НГХМ
В.В.Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916. Холст, масло. 51,5×49,5. ГТГ
В.В.Кандинский. Всадник. 1910-е. Дерево, масло. 26×19,8. Частное собрание
0 / 0

В 1901 основал художественное общество «Фаланга», которое за четыре года организовало двенадцать выставок современного искусства (Мюнхен, Висбаден, Крефельд, Эльберфельд, Бармен). Преподавал рисунок и живопись в школе, созданной при этом обществе. Среди его учеников была Габриэла Мюнтер, впоследствии известная немецкая художница, ставшая его близким другом и соратником. В это время под влиянием «югендстиля» (см.: модерн) Кандинский создаёт живописные работы в национально-романтическом стиле, активно работает в области прикладного искусства и графики («Невеста». 1903; «Влюблённая пара». 1907.; «Пёстрая жизнь», 1907. Все – Ленбаххаус). Делает серию гравюр, объединяя их в своеобразные поэтические сборники-альбомы. Небольшие по размеру гравюры подобны изящным четверостишиям, исполнены нежного лиризма и проникновенной музыкальности (Стихи без слов. Альбом гравюр. 1903–1904, и др.).

С 1904 по 1907 путешествовал вместе с Мюнтер по странам Европы и Северной Африки. Год жил во Франции. Участвовал в выставках Осеннего салона (1904–1907) и Салона Независимых (1907) (см.: салоны парижские). С 1908 жил в Мурнау, в небольшом селении в Баварских Альпах, в тридцати километрах от Мюнхена, где писал пейзажи («Мурнау. Гронгассе». 1909. Ленбаххаус). Под влиянием французских фовистов живопись Кандинского постепенно трансформировалась, исчезла фактурность, усилилась декоративность, обозначился переход от предметного искусства к абстрактному («Синяя гора». 1908–1909. Музей Гуггенхайма). В Мурнау были созданы первые абстрактные импровизации и композиции, в которых главный выразительный смысл переносился на пластический язык живописи («Импровизация 6 (Африканское)». 1909; «Впечатление. III. (Концерт)». 1911. Обе – Ленбаххаус; «Эскиз к Композиции II». 1909–1910. Музей Гуггенхайма).

В январе 1909 основал «Новое мюнхенское художественное общество», членами и учредителями которого стали французские кубисты, немецкие экспрессионисты и русские кубофутуристы. В 1909–1910 принимает участие в выставках общества. В России регулярно участвовал в выставках художественных объединений МТХ, НОХ, ТЮРХ, а также интернациональных Салонах В.А.Издебского (1909–1911, Одесса, Киев, Петербург, Рига) и «Бубнового валета» (1910–1911, 1912).

В 1909–1911, отказавшись от предметного изображения, разработал три типа абстрактных картин – «импрессии», «импровизации», «композиции». Лучшие из них были созданы в начале 1910-х («Импровизация 20». 1911. ГМИИ; «Композиция V». 1911. Частная коллекция, Нью-Йорк; «Композиция VI». 1913. ГЭ; «Композиция VII». 1913. ГТГ; «Импровизация холодных форм». 1914. ГТГ).

В декабре 1911 в Мюнхене вышла в свет книга Кандинского «О духовном в искусстве», в которой были сформулированы основные положения его научной теории. Сокращённый вариант книги в виде доклада был прочитан Н.И.Кульбиным в Петербурге на Всероссийском съезде художников.

В 1911 из-за отказа включить «Композицию V» в третью выставку «Нового мюнхенского общества» Кандинский вышел из объединения вместе с Францем Марком, Габриэлой Мюнтер и другими. С Марком работал над созданием альманаха «Синий всадник», «синтетической книгой», разрушавшей преграды между различными видами искусства. В 1911–1912 в мюнхенских галереях Г.Таннхаузера и Х.Гольца организовал две выставки под названием «Синий всадник». В 1914 состоялась первая персональная выставка Кандинского в Мюнхене и Кёльне. В том же году вышел в свет альманах «Синий всадник», в котором художник опубликовал сценическую композицию «Жёлтый звук».

С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию и через Швейцарию вернулся в Россию. В 1916 по инициативе Мюнтер состоялась его персональная выставка в Стокгольме. После революции Кандинский активно занимался организационной и преподавательской деятельностью. Он был членом коллегии Отдела Изо НКП, Международного бюро, Главным мастером II ГСХМ, директором московского МЖК, почётным профессором Московского университета. С ноября 1919 по март 1921 возглавлял Всероссийскую закупочную комиссию при Музейном бюро. Стал одним из основателей Инхука и автором программы его теоретической секции (переименованной позже в секцию монументального искусства). Из-за принципиальных теоретических разногласий с А.М.Родченко Кандинский с группой своих соратников в январе 1921 был вынужден уйти из Инхука. В октябре того же года принял участие в создании РАХН, став её вице-президентом. Разработал программу деятельности физико-психологического отделения Академии. В 1920 принимал участие в 19-й государственной выставке, а в 1922 – в Первой выставке русского искусства в Берлине.

В это время меняется его творческий почерк. В живописных работах Кандинского («Белый овал». 1919. ГТГ; «Картина с остриями». 1919; «На белом». 1920. Обе – ГРМ) под влиянием произведений художников-супрематистов и конструктивистов – К.С.Малевича, О.В.Розановой, Родченко, Л.С.Поповой – появляются новые геометрические элементы, обозначается стремление к чистоте форм и структур.

В конце 1921 был направлен в Германию для создания международного отдела РАХН. Одновременно получил приглашение преподавать в новом учебном центре – Баухаузе, основанном в Веймаре в 1919 известным немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Там Кандинский вёл курс аналитического рисунка и занятия по теории формы и настенной живописи. В 1924 издал книгу «Точка и линия на плоскости» и в том же году стал членом объединения «Синяя четвёрка» совместно с Паулем Клее, Лионелем Файнингером и Явленским. В своём творчестве обратился к теме космоса (см.: космизм) как абсолютного и высшего порядка мироздания, создавал геометрические абстракции, основанные на новом, чисто формальном живописном языке («Композиция VIII». 1923. Музей Гуггенхайма; «Жёлтое-Красное-Синее». 1925; «На точках». 1928. Обе – Центр Помпиду). В марте 1928 получил немецкое гражданство.

В 1937 картины Кандинского вместе с другими работами художников-авангардистов были показаны в Мюнхене на устроенной нацистами выставке «Дегенеративное искусство».

В связи с закрытием нацистами Баухауза в 1933 Кандинский переехал во Францию, где занимался исключительно творчеством. В многочисленных работах парижского периода, именуемого «синтетическим», он создаёт новые формы живописных композиций. Тема микромира стала определяющей для художника. Комбинации свободно плавающих изогнутых форм, напоминающие клетки живой природы, ассоциировались у художника с началом жизни («Движение I». 1935. ГТГ; «Композиция IX». 1936; «Тридцать». 1937; «Голубое небо». 1940. Все – Центр Помпиду).

Литература:
  • W.Grohmann. Kandinsky: Leben und Werk. Köln, 1958;
  • H.K.Röthel. Kandinsky: Das graphische Werk. Köln, 1970;
  • S.Ringbom. The Sounding Cosmos: A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract painting. Turku, 1970;
  • R.-C.W.Long. Kandinsky. The Development of an Abstract Style. Oxford, 1980;
  • Arnold Schönberg, Wassily Kandinsky. Briefe, Bilder und Dokumente einer außergewöhnlichen Begegnung. Hrsg. von Jelena Hahl-Hoch. Salzburg, 1980;
  • H.K.Röthel and J.K.Benjamin. Kandinsky: Catalogue Raisonné of the Oil Paintings. Vol.1–2. London, 1982–1984;
  • Wassily Kandinsky – Franz Marc. Briefwechsel. Mit Briefen von und an Gabriele Münter und Maria Marc. Hrsg., eingeleitet und kommentiert von Klaus Lankheit. München, 1983;
  • C.Derouet and J.Boissel. Kandinsky. Paris, 1984;
  • Многогранный мир Кандинского. Сборник статей. М., 1998;
  • V.E.Barnett. Kandinsky. Aquarelles: Catalogue Raisonné. Vol.1–2. London – Munich, 1992–1994;
  • J.Hahl-Koch. Kandinsky. Stuttgart, 1993;
  • A.Hoberg. Wassily Kandinsky und Gabriele Münter in Murnau und Kochel 1902–1914. München, 1994;
  • Der frühe Kandinsky 1900–1910. Hrsg. von Magdalena M.Möller, Brücke-Museum Berlin. Kunsthalle Tübingen, 1994–1995;
  • P.Weiss. Kandinsky and Old Russia: The Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven and London, 1995;
  • Н.Б.Автономова, Д.В.Сарабьянов. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994;
  • H.Friedel, A.Hoberg. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München, München, Berlin, London, New York, 2000;
  • V.E.Barnett. Kandinsky. Drawings: Catalogue Raisonné, Individual Drawings. Munich–London, 2006;
  • И.Аронов. Кандинский. Истоки. 1866–1907. М., 2010. Архивы: Gabriele Munter- und Johannes Eichner-Stiftung. Munich;
  • Bibliothèque Kandinsky. Centre Pompidou, Paris;
  • Bauhaus-Archiv, Berlin.;
Сочинения:
  • Über das Geistige in der Kunst, insbesondere in der Malerei. München, 1912;
  • Xylographies. Paris, 1909;
  • Klänge. München, 1912;
  • Der Blauer Reiter. Hrsg. von Vasily Kandinsky und Franz Marc. München, 1912;
  • Rückblicke, München, 1913;
  • Текст художника. Ступени. М., 1918;
  • Punkt und Linie zu Flache: Bertrag zur Analyze der malerischen Elemente. München, 1926;
  • Essays über Kunst und Künstler. Hrsg. und kommentiert von Max Bill. Stuttgart, 1955;
  • Die gesammelten Schriften. Bd.1. Hrsg. Von Hans Konrad Röthel and Jelena Hahl-Koch. Bern, 2004;
  • Complete Writings on Art. Ed. by K.C.Lindsay and P.Vergo. Vol.1–2. Boston, 1982;
  • Über das Theater. Du theatre. O Teatre. Ed. by Jessica Boissel. Cologne, Paris, 1998;
  • Избранные труды по теории искусства. Т. 1–2. М., 2001;
  • Gesammelte Schriften 1889–1916: Farbensprache, Kompositionslehre und andere unveröffentlichte Texte. Hrsg.von H.Friedel. München, Berlin, London, New York, 2007;
  • Василий Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Т. 1–2. 2-е изд. М., 2008.;

Автор статьи: Н.Б.Автономова