КАКАБАДЗЕ Давид Несторович

Живописец, график, художник театра. Классик грузинского авангарда. В течение ряда лет был связан с русским авангардом и русскими художниками-«парижанами»

В 1909 уехал в Петербург. Безуспешно пытался поступить в Академию художеств. В 1909–1916 учился на физико-математическом факультете университета и параллельно посещал мастерскую Л.Е.Дмитриева-Кавказского, у которого за несколько лет до этого учился П.Н.Филонов. В 1914 организовалась «Интимная мастерская» живописцев и рисовальщиков, выпустившая манифест «Сделанные картины», подписанный Филоновым, Какабадзе, А.М.Кирилловой и Э.А.Лассон-Спировой. К этому времени Какабадзе уже написал несколько самобытных картин, в которых ощущается знакомство не только с кубизмом и кубофутуризмом («Похороны в Имеретии». 1914. Холст, масло. 135 х 135), но и выявился интерес к абстракции («Кубистический автопортрет». 1914. Коллекция Этери Андроникашвили-Какабадзе, Тбилиси). Годы пребывания в Петербурге-Петрограде – время громких выступлений авангардистов, и Какабадзе оказался в центре новых исканий.

В начале 1918 Какабадзе возвращается в Грузию. Вместе с Л.Д.Гудиашвили он разыскивает картины Нико ­Пиросмани, пишет серию статей о старом Тифлисе. С группой художников – Зигмунтом Валишевским, К.М.Зданевичем, Гудиашвили и С.Ю.Судейкиным – он расписывает кафе «Химериони». К сожалению, позже росписи замазали, и попытка восстановить их в первоначальном виде, предпринятая в 1980-е, оказалась мало­удачной.

Д.Н.Какабадзе. Абстрактная композиция.1922. Картон, масло. 51,5×61,5. ГТГ

Тбилисская культурная элита познакомилась с работами Какабадзе на 1-й выставке грузинских художников в 1919. Какабадзе показал на ней сорок девять работ, в том числе «Имеритинский натюрморт» (1918) и «Имеретия – мать моя» (1918. Обе – в НМГ).

Летом 1919 Совет общества грузинских художников выбрал целый ряд художников для стажировки в Париже. Какабадзе и Гудиашвили через Стамбул и Италию, где они пробыли полтора месяца, приехали в Париж. Вскоре к ним присоединились Е.Д.Ахвледиани, Ш.Г.Кикодзе, К.К.­Магалашвили. Так в Париже сложилась особая художественная колония, быстро замеченная критиками.

Начиная с 1921 Какабадзе каждый год выставлялся у «независимых». Участвовали грузинские парижане и в выставках с русскими художниками. Здесь особую роль играл И.М.Зданевич. Какабадзе прожил в Париже восемь лет. Он сделал серии графических композиций («Бретань». 1921), где природные мотивы – парусники, цветы – становились почти абстракциями. 16 графических композиций Какабадзе в 1926 купила в Париже Кэтрин Дрейер для художественной галереи Йельского университета, где находятся также конструктивно-декоративные построения Какабадзе – ассамбляжи из различных материалов.

Какабадзе писал абстрактные картины, своего рода живописные силуэты, каким-то образом перекликавшиеся с поздним В.В.Кандинским и Хансом Арпом, имел ряд изобретений в области стереокино. В 1922 вышла его книга «Du tableau constructif». В 1924 выпустил (по-грузински) книгу «Париж 1920, 1921, 1922, 1923» и в 1926 – «Искусство и пространство».

В 1926 участвовал в выставке в Бруклинском музее в Нью-Йорке, организованной Дрейер и Анонимным обществом (Société Anonyme).

В 1927 возвратился в Грузию и сразу активно вошёл в художественную жизнь республики. В мае 1928 в Тбилиси состоялась персональная выставка, вызвавшая противоречивые отклики, – грузинская публика была ещё мало знакома с современными системами в искусстве.

Какабадзе занимается графикой, оформляет спектакли (в театре К.А.Марджанишвили в Кутаиси «Гоп-ля, мы живем!» (1928), в котором использует систему экранов, «Баил» по пьесе Диа Чианели). Работает как художник в кино (М.Е.Чиаурели. «Поезд». 1928; М.К.Калатозишвили «Сванетия». 1929; «Тайная типография». 1930). С 1927 преподавал живопись в Академии художеств. В 1948 был уволен как формалист.

Работы Какабадзе есть также в ГТГ, Музее Людвига в Кёльне, в ГМСИ.

Литература:
  • Давид Какабадзе. Путь художника. М., 1989;
  • Г.Алибегашвили. Д.Какабадзе. Тбилиси, 1958;
  • К.Кинцурашвили. Давид Какабадзе. Классик XX века. СПб., 2002.;

Автор статьи: В.И.Ракитин