Учился в СЦХПУ (1899), в МУЖВЗ (1901–1906), в Национальной школе изящных искусств (1906–1910) в Париже.
В 1912–1917 участвовал в выставках общества художников «Московский салон», входил в правление общества. В 1914 совместно с Н.П.Крымовым открыл частную художественную студию в Москве. После революции состоял членом Коллегии Отдела Изо НКП (1918–1920) и РАХН (1922–1924). В 1918–1919 – ассистент П.В.Кузнецова во II ГСХМ.
В конце 1919 по поручению профобразования Наркомпроса назначен уполномоченным в Свободных художественных мастерских в Нижнем Новгороде. Там он познакомился со скульптором и художницей Л.А.Трениной, которая вскоре стала его женой. Преодолев многочисленные трудности, в годы гражданской войны сумел наладить работу в СХМ, где обучалось более ста человек. Началось чтение лекционных циклов по истории искусства, проводились беседы со студентами о влиянии новой живописи, о роли монументального изобразительного искусства (из воспоминаний его ученика В.А.Лапина). Привезённые им из Москвы картины Р.Р.Фалька, А.В.Куприна, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова и его собственные полотна стали основой собрания авангардной живописи в коллекции НГХМ.
В 1921 был сменён на посту уполномоченного и вернулся в Москву. Преподавал рисунок на архитектурных отделениях в МИГИ (1921–1924) и в МВТУ (1922–1926). Издал ряд учебных пособий по рисунку.
Как художник участвовал в 24-й выставке МТХ (1918), 1-й выставке общества «4 искусства» (1925), 2-й выставке ОМХ (1929; член-учредитель и член президиума ОМХ), выставках советского искусства в Японии (1926 и 1927). Его работы были приобретены МЖК в Москве.
В 1932 с началом давления на художников-авангардистов со стороны государства эмигрировал. Два года провёл в Париже, в 1934 обосновался в Италии. Поселился в Риме, где вместе с женой открыл частную художественную школу на вилле Strohl-Fern.
Литература:Сочинения:
- М.В.Меледина. Общество московских художников (ОМХ) // Советское искусствознание. Вып.24. М., 1988;
- Северюхин, Лейкинд 1994;
- Л.В.Розенталь. К истории Нижегородского художественного музея // Нижегородский музей. № 15. 2008.;
- Курс заочного обучения искусству графического изображения на плоскости. Ч.1. М., 1928;
- Искусство графического изображения на плоскости. М., 1930;
- [Совместно с М.А.Прохоровым] Элементы художественного изображения. М., 1930.;
Архивы:
- РГАЛИ. Ф.645 (Главискусство);
- Ф.671 (личное дело СУ);
- Ф.680 (личное дело УЖВЗ);
- ЦАНО. Ф.120;
- Ф.665.;