ЭНДЕР Борис Владимирович

Художник. Ученик М.В.Матюшина

Родился в семье учёного-ботаника. Первые уроки рисования получил у И.Я.Билибина. В доме Билибина в 1911 впервые встретился с Е.Г.Гуро и М.В.Матюшиным. Учится в университете (1914) и занимается живописью. В 1916 возобновляется знакомство с Матюшиным.

Во время Первой мировой войны был мобилизован, служил в санитарной части. После революции (с 1918) – в Красной армии, в 1920 собирает материалы для музея Красной армии в Пскове. Для Балтийского флота вместе с коммуной им. Елены Гуро весной 1920 делает панно «Мировой коммунизм».

Б.В.Эндер. Беспредметная композиция (Краски природы). 1919–1920. Холст, масло. 65х69. ОМИИ
Б.В.Эндер. Беспредметное. 1919. Холст, масло. 40×39. СГХМ
Б.В.Эндер. Композиция. 1921. Холст, масло. 66х41. ГТГ
0 / 0

В 1918 К.С.Малевич видит у Матюшина рисунки Эндера, сделанные во время недолгого пребывания в мастерской К.С.Петрова-Водкина в ПГСХМ, и предлагает заниматься у него. Эти занятия длились недолго, так как Малевич работал и в Петрограде, и в Москве в обеих ГСХМ, а осенью 1919 уехал в Витебск.

В 1919–1922 Эндер работает в мастерской пространственного реализма у Матюшина вместе с братом Юрием (Георгием) и сёстрами Ксенией и Марией. В это время формируются особые черты его абстрактной живописи. Эндер не становится подражателем Матюшина, а шаг за шагом разрабатывает свою систему. После окончания занятий в мастерской с 1923 работает в отделе органической культуры в Гинхуке в лаборатории зрения, слуха и осязания по исследованию активных центров мозга в наблюдении цветоформы. Сделал множество докладов и написал ряд статей по этой тематике, в их числе «Исследование цветоформы в расширенном смотрении на широких пространствах природы», «О дополнительном восприятии цвета». Участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димен в Берлине в 1922 и СМА в Амстердаме в 1923, в 14-й Биеннале в Венеции в 1924 и в 1927 по инициативе Н.Н.Пунина – в выставке советского искусства в Японии. Вместе с братом и сестрой был представлен на Выставке петроградских художников всех направлений в 1923 в Петрограде.

В 1927 переехал в Москву. Пишет картины, делает рисунки и акварели, оформляет книги. В 1929–1930 работает над цветовым оформлением архитектуры с Хиннерком Шепером, приехавшим в Москву из Баухауза.

По приглашению Н.М.Суетина участвовал в оформлении павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 и Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939, павильона Ленинграда на ВСХВ (1940). С Суетиным работает над оформлением выставки, посвящённой 100-летию гибели М.Ю.Лермонтова (1941, не состоялась из-за войны).

В 1941–1944 в эвакуации в Сибири работал как художник театра, писал акварели. В 1944 в Москве начал работать на Строительной выставке. В 1949 впервые в жизни совершил поездку за границу (в Венгрию), где оформил советский павильон на промышленной выставке в Будапеште. В 1950-е активно занимается живописью, добиваясь редкой звучности цвета.

В 1965 в музее-библиотеке В.В.Маяковского Н.И.Харджиев организовал выставку «Памяти Елены Гуро», на которой были показаны и работы Эндера. В 1974 – однодневная выставка в Доме художников в Москве. Первая большая персональная выставка состоялась в 1977 (Рим и Ливорно). Произведения Эндера выставлялись на всех выставках коллекции Г.Д.Костаки с 1977.

Работы художника хранятся в ГРМ, ГТГ, НГМИИ, СГХМ, ОМИИ, ГМСИ, Музее Людвига (Кёльн), галерее Гмуржинска (Цюрих).

Литература:
  • Н.Харджиев. Борис Эндер 1893–1960. Neue Russische Literatur. 1978. Almanach. Institut für Slawistik der Universitität, Salzburg. Перепечатано: Харджиев;
  • Matjuschin und Leningrader Avantgarde. Zentrum für Kunst und Medientechnologie. Karlsruhe, 1991.;

Автор статьи: В.И.Ракитин