Оригинальная и многогранная художница, жизненный путь которой отмечен постоянным творческим поиском. Экстер внесла существенный вклад в становление русской авангардной живописи, сценографии и декоративно-прикладного искусства. Участвовала в большинстве выставок 1900–1910-х, ознаменовавших взлёт беспредметной живописи, и была одной из самых ярких и уважаемых представительниц русской модернистской среды. В Киеве она, безусловно, играла главенствующую роль.
Родилась в семье акцизного чиновника. Её детство и юность прошли в Киеве – городе, открытом для контактов с Западом, имевшем тесные связи с Краковом, Дрезденом, Мюнхеном, Веной и Парижем. Новости с Запада доходили до него так же быстро, как и до Москвы. Окончив в 1906 КХУ, в которое она поступила в 1901 вольнослушательницей, мечтала продолжить образование в Париже. Ещё до окончания училища она выходит замуж за известного киевского адвоката Н.Е.Экстера, который поддерживал её творческие интересы. В 1907 впервые едет на несколько месяцев в Париж. Уже тогда у неё появились контакты с авангардистами в Киеве и Петербурге. Её привлекал фовизм. В европейской культуре она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). В историческом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912).
В Париже художница посещала Академию Гранд-Шомьер (см.: академии парижские), работала в студии портретиста Анри Каро-Дельвая, который не одобрял её слишком яркую живопись.
В 1909–1914 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже. Приезды художницы из Парижа на каникулы в Киев превращались для её друзей в настоящий праздник: она привозила все парижские новинки – публикации, фотографии и даже оригиналы работ. Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» и московского «Бубнового валета», Экстер с 1910 показывала свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Участвовала в организации выставок «Звено» (1908. Киев) и «Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве.
В 1910 в Париже Экстер сняла мастерскую, расположенную в доме 10 по улице Буассонад, в самом центре модного квартала Монпарнас. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Она была вхожа в парижский салон Е.И.Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса и подруги В.В.Кандинского и Сони Делоне, часто бывала у Сержа Фера (С.Н.Ястребцова), знакомого Экстер ещё по Киеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Благодаря дружбе с Робером и Соней Делоне она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Хервартом Вальденом. Тогда же встретилась с художником-футуристом и искусствоведом Арденго Соффичи – в период «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, но непродолжительная связь.
Во время своего пребывания в Париже в 1910–1912 Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: её произведения выставлялись в Салонах Независимых и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912) – важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи и А.П.Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И.А.Аксёнову, книга которого «Пикассо и окрестности» (1914) вышла в Москве в 1917 с обложкой работы Экстер. Увлечённая в этот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и 1917. Москва) в России.
И в Париже, и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход к абстракции в живописи. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, о чём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). В этом произведении благодаря работе с цветом фигуративные реминисценции поглощаются самостоятельными, чисто беспредметными планами. Киев, где прошло её творческое становление, оказался спасительным для Экстер своей отдалённостью от московской конкуренции, и в особенности от стилистических влияний, навязываемых жёстким авангардистским соревнованием. Таким образом Экстер избежала воздействия супрематизма, что позволило художнице, с учётом западных основ её пластического мышления, выйти на самостоятельный путь, разработать собственный язык и оригинальную логику построения, отличавшую её живопись от всего, что создавалось тогда в Москве.
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 Вальден предложил устроить её выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Джузеппе Спровьери в Риме.
Война резко оборвала многообещающую карьеру Экстер на Западе, и в последующие десять лет она оказалась заблокированной в России. Вернувшись в Киев в 1917, художница открыла собственную студию, и тут раскрылся её недюжинный талант преподавателя. В течение двух лет её мастерская была подлинным центром авангарда в городе – её посещали писатели и поэты, музыканты, танцоры. Среди гостей и учеников упомянем Л.М.Лисицкого, И.М.Рабиновича, И.Г.Эренбурга, его жену Л.М.Козинцеву и её брата, будущего кинорежиссёра Г.М.Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского. Балерина Бронислава Нижинская предоставила художнице возможность оформлять спектакли, которые она ставила в Киеве и других городах.
В течение 1910-х Экстер неизменно участвовала в московских и петербургских модернистских мероприятиях. Так, весной 1915 она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки “Трамвай В”» (1915), организованной К.С.Малевичем в Петрограде. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько «городских пейзажей» – футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и «Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному в Париже Франсисом Пикабиа и Франтишеком Купкой. Подобно Джакомо Балла, в своих живописных планах Экстер направляет энергию центробежного движения к предельному энергетическому накалу, и это кинетическое состояние завершается преодолением любой иллюстративной ссылки на предметные формы. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции.
После этой выставки у Экстер сложились особые отношения с Малевичем, который летом приглашал её в свою московскую мастерскую, где вдали от посторонних глаз рождались первые супрематические полотна. Их дискуссии о кубизме, вероятно, побудили Малевича окончательно концептуализировать своё видение нового беспредметного творчества – супрематизма. Именно поэтому Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки “0,10”». Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915. Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило в галерее Лемерсье. Это событие состоялось благодаря энергии и связям Экстер в модернистских кругах, а также финансовой поддержке её близкой киевской подруги, художницы Н.М.Давыдовой – меценатки, уже давно увлечённой продвижением декоративно-прикладного народного творчества. Экстер реализовала в Москве идею, родившуюся в Париже, где весной 1914 предполагалось организовать аналогичное мероприятие, позволяющее показать практические возможности новой кубофутуристской пластики. Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Война помешала осуществлению этого проекта во Франции, и прошло целых десять лет, прежде чем в 1925 в Париже состоялась Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности. Экстер к тому времени уже вернулась в Париж и участвовала в ней в качестве одного из представителей масштабной российской секции.
В 1917–1918 размышления об энергии цвета и генерируемой ею конструктивной силе привели Экстер к созданию композиционных схем, которые не имели ничего общего с экзистенциальной диалектикой супрематизма. В противоположность принципу абсолютной автономии беспредметных планов – максималистской эстетике, настойчиво провозглашаемой Малевичем, – цветовые планы вступают у неё в плодотворные взаимоотношения. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее из логики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Из этого диалога энергий рождается конструкция, каждый элемент которой вписывается в ткань созидательной взаимозависимости.
В абстрактном творчестве этого периода Экстер разрабатывает множество композиционных решений. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в «метастилистическое» состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием. Эта энергия абсолютно свободно циркулирует – от самой строгой геометрии до туманного лиризма абстракции экспрессионистского типа, когда цвет проявляется в состоянии своей первозданности (см. её абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене).
Осень 1917 в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место на выставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был в то время Малевич. Два зала выставки были целиком предоставлены девяноста двум работам Экстер, включавшим преимущественно проекты театральных костюмов, а также несколько абстрактных и кубофутуристских полотен, получивших высочайшую оценку. Это позволило некоторым критикам назвать экспозицию Экстер её первой персональной выставкой. Искусствоведы Я.А.Тугендхольд и А.М.Эфрос особо подчёркивали ослепительно яркий колорит, присущий работам Экстер. Их «повествовательная» живость привлекала публику больше, нежели монашеская строгость супрематизма Малевича.
В 1917 умер муж художницы. Вскоре в Одессе скончалась её мать. Спор из-за наследства, инициированный бывшим свёкром, лишил Экстер большей части её живописных работ, оставшихся в киевском доме. Многие из них позднее были уничтожены в горниле гражданской войны.
Приглашение от московского режиссёра А.Я.Таирова, с которым Экстер уже работала в 1916 и 1917, позволило ей в бежать в конце 1920 от ужасов гражданской войны, которая была особенно ожесточённой на юге страны, в Москву.
Она сразу же включилась в новые художественные объединения и социальные группы, находившиеся в то время преимущественно под влиянием конструктивистского крыла авангарда. Это был период нового взлёта её живописи. Её творческая свобода, явившаяся в результате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на «конструктивистской» выставке «5×5=25» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «[представленные] работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, [возникающего из них] взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции [одного] цвета, основанной на законах его самостоятельности». Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 на Венецианской биеннале. Полотна, представленные художницей в Венеции, упрочили её европейскую известность, которая продолжала расти в последующее десятилетие.
В это же время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт во Вхутемасе, а также работает для ателье моды Н.П.Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А.Н.Толстого «Аэлита»). Режиссёр Я.А.Протазанов снял «Аэлиту» в 1923 и представил её публике в начале 1924. Этот фильм по праву считается одним из самых смелых и новаторских с художественной точки зрения. В 1923 Экстер также участвовала в оформлении 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной армии.
Оформляет художница и книги. В 1900-е – 1920-е с её иллюстрациями выходят: O.Форш «Рыцарь из Нюренберга» (СПб., 1908); «Молоко кобылиц» (Херсон, 1914); Б.Лившиц «Волчье солнце» (1914); И.Аксёнов «Неуважительные основания» (М., 1916; включает два офорта Экстер); И.Аксёнов «Пикассо и окрестности» (М., 1914; опубликовано в 1917 с обложкой Экстер 1914); «Гермес. Антология №1» (единственный выпуск; Киев, 1919); А.Таиров «Записки режиссёра» (М., 1921); Я.Тугендхольд «Искусство Дега» // Эдгар Дега и его искусство (М., 1922; обложка работы Экстер).
Имя Экстер неразрывно связано с театром – оформление сценических постановок существенно расширяло возможности для расцвета её таланта. Декорации и костюмы спектаклей «Фамира Кифаред» по И.Ф.Анненскому (1916) и «Саломея» по Оскару Уайльду (1917) в Камерном театре принесли Экстер известность. Её радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света с чёткой и в то же время динамичной пространственной логикой. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Эта постановка стала настоящим триумфом. В своих размышлениях об этой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали. Такое же оформление спектакля «Ромео и Джульетта» в Камерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением в жизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921).
Тогда же Экстер были созданы эскизы костюмов и декораций к постановкам «Товарищ Хлестаков» по пьесе Д.П.Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В.Сухово-Кобылина в студии МХАТ (не состоялась). Как сценограф она работала в Киеве с Б.Ф.Нижинской и в Москве – с танцовщиком и балетмейстером К.Я.Голейзовским. Для его спектаклей в 1922 и 1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке «Ромео и Джульетты», размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь, в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 она «изобрела вертикальную сцену». Она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением спектакля.
Экстер глубоко переживала драматические события, ставшие следствием гражданской войны, человеческие страдания и материальные бедствия. Начиная с 1919 она предпринимала попытки покинуть Россию. В июне 1924 ей наконец удалось выехать из Советского Союза под предлогом показа своих произведений на Венецианской биеннале. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь.
После возвращения в Париж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. В 1920–1930-е деятельность Экстер была весьма разнообразной: она занималась «пуристской» живописью, сценографией, преподавала, создавала авторские рукописные книги, предметы прикладного искусства высочайшего уровня – всё это самым блестящим образом свидетельствует о её таланте, увы, так и не получившем должной оценки до наших дней. То же можно сказать и о её абстрактных картинах, хотя к тому времени интерес к абстрактному искусству в Европе угас.
Отныне художница работала в основном в театре. Во Франции, Италии и Англии она выполняла костюмы и декорации для балетных постановок, сотрудничая, в частности, со знаменитой Нижинской. Эскизы декораций и костюмов Экстер, представленные в 1924 в Венеции на Выставке новой театральной техники, сразу завоевали международное признание. Европейские гастроли Камерного театра Таирова в 1923 (Берлин и Париж) уже заложили основы этого успеха. Приехав в Париж в начале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление.
Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в 1924 в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Их влияние прослеживается, например, в фильме «Метрополис» Фрица Ланга. В 1927 она получила заказ на большую серию марионеток, которую впоследствии представила в Магдебурге (1929) и Берлине (галерея Альфреда Флехтхайма. 1931). Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов В.Е.Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском «новом реализме».
Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей «Четыре дороги» с предисловием Таирова. В связи с этим Экстер наконец удостоилась в столице Франции персональной выставки декораций и костюмов, организованной той же галереей.
В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чём свидетельствует её членство в ассоциации абстрактного искусства «Круг и квадрат», издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. В 1926 работы Экстер были представлены на Международной театральной выставке в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал в МоМА. В том же 1927 в берлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. Создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи её живопись окончательно отошла на второй план.
В 1934 Барр снова включил произведения художницы в Международную выставку театрального искусства. Два года спустя Экстер приняла участие в выставке «Cubism and abstract art» в Нью-Йорке. Таким образом, её имя окончательно вписалось в историю современного искусства наряду с Малевичем, Лисицким, А.М.Родченко или Мондрианом.
Год спустя Эстер Шимерова, словацкая ученица Экстер, успешно завершила проект масштабной персональной выставки, посвящённой художнице. Озаглавленная «Divadlo» («Театр»), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок её сценических проектов. Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Uměleckoprůmyslové muzeum). Через несколько месяцев началась кровавая и разрушительная Вторая мировая война.
Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. В 1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и «Рубаи» Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжёлые 1939–1942. Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Опыт абстракционизма вел её к новым художественным вершинам исполнения этих фигуративных иллюстраций. Яркость красок и сложность центробежных построений, устремлённых зачастую по замысловатым наклонным направлениям, свидетельствуют о кипении творческой энергии, которая даже в этот период переживаемых личных трудностей оставалась неизменной. Трудно поверить, что произведения такой удивительной свежести и фантазии были выполнены в разгар войны одинокой и больной художницей, находившейся на грани нищеты, о чём свидетельствуют её письма к художнику Симону Лиссиму.
Ещё в конце 1920-х ей пришлось поселиться в скромном доме в парижском пригороде Фонтене-о-Роз. Забытая всеми в тяжёлые послевоенные годы, Экстер скончалась через два года после смерти второго мужа, актёра Г.Г.Некрасова.
Незадолго до смерти она завещала мастерскую и архив своему другу Лиссиму, эмигрировавшему в США. В 1970-е началась многолетняя работа по увековечиванию памяти художницы, продолжающаяся и в наши дни, хотя ещё в модернистский период, отмеченный появлением абстрактной живописи, Александра Экстер была одной из первых, получивших прижизненное признание.
Литература:Сочинения:
- Я.Тугендхольд. Александра Экстер как живописец и художник сцены. Берлин. 1922;
- Я.Тугендхольд. К обмундированию Красной армии // Красная нива. 1923. №9;
- L.Lozowick. Alexandra Exter’s Marionettes // Theatre Arts Monthly. Т.XII, 1928. №7. Июль;
- С.Лиссим. Alexandra Exter // Mobilier et Décoration. 1930. 6 сентября;
- А.Taïroff. Alexandra Exter maquettes de théâtre. Предисловие к альбому из 15 трафаретов. Париж, 1930;
- А.Эфрос. Камерный театр и его художники. 1914–1934. М., 1934;
- А.Наков. Александра Экстер. Париж, 1972;
- Alexandra Exter. Artist of the Theatre. Texts: S.Lissim, N.Lobanov, A.Nakov, H.Wood. The New York Public Library, Lincoln Center. [Catalogue] New York, 1974;
- Воспоминания об Александре Экстер // Новое русское слово. Нью-Йорк. 1974. 28 апреля;
- Alexandra Exter. Marionettes. Text by John Bowlt. L.Hutton Galleries. [Catalogue] New York, 1975;
- André Nakov. Abstrait/Concret, art non objectif russe et polonais. Paris, 1981 (перевод на русский: Беспредметный мир. М., 1997);
- Александра Экстер. От импрессионизма к конструктивизму. Москва, 1987. [Каталог] М., 1988;
- М.Колесников. Александра Экстер и Вера Мухина // Панорама искусств. Вып.12. М., 1989;
- Alexandra Exter e il Teatro di Camera. Тексты Фабио Чьоффи, Дельи Атти и Михаила Колесникова. Museo d’Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto. [Catalogue] Rovereto, 1991;
- М.Колесников, Г.Коваленко. Александра Экстер. М., 1993;
- Alexandra Exter. Synthetische Darstellung von Dieppe um 1912/13 // Anthologie Russische Avantgarde im Museum Ludwig. Bd.1: Der Kubofuturismus und der Aufbruch der Moderne in Russland. Wienand, 2010;
- Г.Коваленко. Александра Экстер. 2 т. М., 2010, 2011.;
- Выставка картин киевских художников // Киевская неделя. 1912. №4;
- Выставка декоративных рисунков Е.П. и Г.С. // Театральная жизнь. Киев. 1918. №9 (31 марта 1918);
- «Художник в театре». Интервью Ф.Гозиасона с А.Экстер // Одесский листок. 1919. №130 (23 ноября 1919);
- В конструктивной одежде // Ателье. 1923. №1;
- Простота и практичность в одежде // Красная нива. 1923. №21;
- В поисках новой одежды // Всероссийская выставка. 1923. №2;
- Роже Аллар. Новое во французской живописи (Les nouvelles tendances dans la peinture française) // Искусство. Киев. 1912. №1–2.;