ДРЕВИН Александр Давидович

Живописец, график. Автор нескольких беспредметных композиций. Работал в экспрессивной живописной манере

Родился в семье рабочего. Отец – латыш, мать – немка, родом из Кёнигсберга. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала из живописного Вендена на рабочую окраину Риги с её пустынными улицами и монотонными постройками. Эти мотивы иногда всплывают в живописи зрелого Древина, обретая пластическую силу и выразительность.

Получив начальное образование, Древин поступил в мореходное училище. В девятнадцать лет (осенью 1908) был зачислен в Рижскую художественную школу. Его импрессионистические этюды берут на выставки, один из них приобрёл художественный музей. Древин учился у известного педагога Вильгельма Пурвитиса, но большее значение для него имело общение с друзьями – художниками Конрадсом Убансом, Валдемарсом Тоне, К.В.Иогансоном, который со временем станет одним из ярких представителей московского конструктивизма. Древин тесно общается с увлечённым французским модернизмом Язепсом Гросвалдсом, побывавшим к тому времени в Европе, и принимает участие в деятельности основанного Гросвалдсом кружка «Зелёный цветок».

А.Д.Древин. Беженка. 1916. Холст, масло. 100×89. ГРМ
А.Д.Древин. Беспредметная живопись(Живописная композиция). 1921. Холст, масло. ГТГ
А.Д.Древин. Косуля. 1930–1931.Холст, масло. 67х82. ГТГ
0 / 0

Уже в работах 1915–1917 очевидно стремление Древина выразить своё отношение к живописи. Это ощущается и в Натюрморте с красным кувшином (1915. ГТГ), и в композициях, которые можно рассматривать как единый и цельный цикл «Беженки». Цвет их неброский, почти монохромный. Атмосфера сумеречная и по-своему драматическая. Эти вещи показывались на выставке в Петрограде и Москве и хранятся в ГРМ, ГТГ, АГМИ и НХМЛ.

Семья Древиных эвакуировалась в Москву через неcколько месяцев после начала Первой мировой войны и жила на тогдашней окраине за Бутырской заставой. Его рижские друзья оказались в училище в Пензе. Древин, лишившись привычного круга общения, в одиночестве проходил вторую художественную школу в собрании С.И.Щукина, особенно ценя живопись Андре Дерена и Мориса Вламинка.

Прочувствовав логику французской школы, он смог точно оценить и логику новейшего русского искусства. Отталкиваясь от геометрии супрематизма, Древин начал создавать «широкие свободные композиции цветовых масс». В 1915 вступил в объединение «Бубновый валет».

Он быстро занял заметное место в художественной жизни послереволюционной Москвы. Его имя называют в числе самых известных мастеров новых движений. В 1918 Древин впервые выставляется с русскими художниками на 1-й выставке Профессионального союза художников-живописцев Москвы, представил абстрактные работы на выставке художников-живописцев 9-го стрелкового латышского полка в помещении Вознесенского монастыря в Кремле.

В сентябре 1919 Древин заведует художественно-строительным подотделом в Отделе Изо НКП. Участвует в подготовке посмертной выставки О.В.Розановой и вступает в конфликт с К.С.Малевичем.

В 1919 Древин и А.М.Родченко пытались создать Аскраны.

В феврале 1919 показывает свои работы на 5-й государственной выставке. В 1920–1921 участвует в дискуссиях рабочей группы объективного анализа в Инхуке. Женится на Н.А.Удальцовой (1920), это событие становится важным не только в личной, но и в творческой биографии художника. С осени 1920 Древин преподаёт во Вхутемасе, затем во Вхутеине (до 1930).

Абстрактные композиции Древина показываются на Первой русской художественной выставке в Берлине (1922). В какой-то мере женитьба, новый круг общения косвенно способствовали переменам в творчестве Древина, при том что его живопись определённо повлияла на живопись Удальцовой. Древин постепенно отходит от беспредметности, он формулирует свою, вне конкретных направлений, позицию, после серии динамичных абстракций пытается найти новые решения. «Новой формы нет, есть только новое в нашей психологии». Всё надо начинать с начала, с природы, «освобождаясь от волевого и интеллектуального начала... живя теперь только эмоционально».

На «Выставке картин» (1923) очевидно его особое отношение к живописи. Два автопортрета и «Осень» в 1924 демонстрируются на 14-й Биеннале в Венеции. В 1925 Древин становится членом общества художников «Московские живописцы». Летом 1926 Древин с Удальцовой едут на Урал. Уральские работы показываются на их совместной выставке в 1928 в ГРМ.

В 1929 супруги хлопочут о заграничной командировке. Им решительно отказывают. Но в том же году они впервые отправились на Алтай. В 1930 на отчётной выставке художников, побывавших в творческих командировках, был показан «Гараж в степи».

Поездка на Алтай в 1930 всё повернула по-новому. Каждая работа Древина – «вещь в целом... композиция, которая свободна по существу». Как писал художник, Алтай, его «необыкновенная сила света изменили мою живопись». Свет пронизывает цвет, пространство и меняет их весомость, плотность, ритм. Он становится формообразующим началом. Сюжетная завязка чужда жизни этих картин с их предметной беспредметностью.

В 1931 Древин участвует в третьей выставке группы «Тринадцать». Его работы подвергаются резкой критике, которая продолжается несколько лет. В 1932 на выставку «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ отбирают семь картин, но в экспозиции остаются только две.

В 1934 и 1935 Древин и Удальцова побывали в Армении. В Эриванском государственном культурно-историческом музее открывают их выставку.

В 1935 на Весенней выставке московских живописцев Древин показывает «Осень в Армении» и «Девушку с фруктами». Его Армения лишена налёта экзотики и штампов ориентализма. По словам искусствоведа Р.Г.Дрампяна, Древин смог взять «урок у армянской природы с её библейским величием и суровостью».

В 1935–1936 художник делает серию рисунков «Владимир–Суздаль» и «Колхоз имени Рудзутака» (1936).

В 1937 на «Пятой выставке московских живописцев» экспонируются «Завтрак охотников» (Древин был заядлым охотником) и «Натюрморт с сыром». Работы выделялись своей высокой живописной культурой.

В июле ликвидируется латышское культурно-просветительное общество «Прометей», в работе которого Древин принимал активное участие. 17 января 1938 художника арестовали. Расстрелян на Бутовском полигоне. Реабилитирован 30 октября 1957.

Работы Древина имеются в собраниях ГТГ и ГРМ, НХМЛ, в музее в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США), Музее Людвига в Кёльне и ряде частных коллекций.

Литература:
  • В.Денисов. Московские живописцы в Ленинграде (выставка Н.Удальцовой и А.Древина в Русском музее) // Жизнь искусства. Л., 1928. №8;
  • О.Баскин. Формализм в живописи. М., 1933;
  • Художник А.Древин о себе. От формализма к живой жизни // Творчество. 1934. №4;
  • С.Лучишкин. А.Древин. «Завтрак охотников» // Искусство. 1937. №5;
  • А.Древин. Автобиография // Советские художники. Т.1. М., 1937;
  • М.Мясина. Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. М., 1973;
  • В.Ракитин. Александр Древин // Советская живопись. 1976–1977. Сборник статей. М., 1979;
  • Б.Берман. Алтайская серия Александра Древина // Искусство. 1989. №9;
  • Б.Рыбченков. О Древине и Удальцовой // Пространство картины. Сборник статей. М., 1989;
  • Н.Удальцова. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. Сост. Е.Древина и В.Ракитин. М., 1994;
  • Государственная Третьяковская галерея. Александр Древин в музейных собраниях. [Каталог] М., 2003;
  • В.Стародубова. Александр Древин (1889–1938). Живопись. Графика. М., 2005.;

Автор статьи: В.И.Ракитин