ДЕЛОНЕ Соня

Живописец, график, дизайнер,представитель орфизма или симультанизма, внесла существенный вклад во внедрение идей авангарда в предметную среду

В возрасте пяти лет Сару Штерн удочерил дядя по материнской линии, петербургский юрист Генрих Терк, и дал ей имя Софья Терк. Обеспеченная петербургская семья много путешествует по Европе, посещает крупнейшие музеи мира. В 1903–1905 Софья отправляется в Карлсруэ (Германия), где изучает рисунок у Людвига Шмидт-Ройтте. В 1905 переезжает в Париж и посещает академию «Ла Палет» (см.: академии парижские). Учится у Амедео Озанфана, Андре Сегонзака, Жан-Луи Буссенго. В раннем творчестве испытывает влияния Поля Гогена, Винсента Ван Гога и фовистов.

Чтобы остаться в Париже, в 1908 фиктивно выходит замуж за известного критика и художественного дилера Вильгельма Уде. В том же году в галерее Уде «Notre-Dame-des-Champs» в Париже состоялась первая персональная выставка художницы. В 1910 выходит замуж за Робера Делоне. Изучение цвета, основанное на трудах Мишеля Шеврёля, становится главным в творчестве обоих Делоне и к 1912 оформляется в направление симультанизма или орфизма. Соня Делоне сыграла значительную роль в распространении принципов симультанизма в прикладном искусстве и дизайне. До середины 1920-х художница подписывается Делоне-Терк.

В 1911 создаёт первую абстрактную композицию – лоскутное одеяло для новорождённого сына Чарлза. Контрастные цвета одеяла вдохновили чету Делоне на дальнейшие исследования цвета и абстрактной формы. В 1911–1914 художница экспериментирует с техникой аппликации, в которой создаёт предметы интерьера, книжные обложки, проекты рекламных плакатов, «симультанные» платья и жилеты. Выставляется в 1913 на Первом осеннем салоне в галерее «Штурм» (Sturm-Galerie), а также в 1914 – в Салоне Независимых. Сотрудничает с поэтами над интеграцией слова в изображение. Наиболее известна её книга, сделанная в соавторстве с Блезом Сандраром, «Проза транссибирского экспресса и маленькая Жанна Французская» (1913).

В живописи 1912–1914 создаёт полуабстрактные композиции, основанные на «симультанных» контрастах, где формы обозначены не через кьяроскуро, а через глубину самого цвета. Основные произведения этого периода – холст «Бал Буяр» (1913) и «Электрические призмы» (1914).

Годы Первой мировой войны Делоне проводит в Испании и Португалии. Создаёт «Рынок в Минхо» (1915) и серию «Португальских натюрмортов». Экспериментирует с абстрактными изображениями дисков, которые станут основой поисков художницы в последующие десятилетия. В апреле 1916 в Стокгольме (Nya Konstgallerien) и в Осло (Blomquist Kunsthandel) проходят её персональные выставки.

После Октябрьской революции 1917, лишившей художницу стабильного дохода, поступавшего из Петербурга, полностью обращается к дизайну. Открывает в Мадриде бутик Casa Soniа, где предлагает симультанные предметы интерьера и аксессуары. В 1919 выставляет декоративные работы в Бильбао на выставке l’Associacion de Artistas Vascos рядом с симультанными полотнами Робера Делоне. Работает над декорированием интерьеров и театральными заказами. В частности, в 1918 создаёт по заказу С.П.Дягилева эскизы костюмов к балету ­«Клеопатра».

В 1921 возвращается в Париж, где резко меняет стиль на более геометрический. Работает над декорациями интерьеров (книжный магазин «Au sans pareil») и костюмами к авангардным постановкам – «Танцовщица с дисками» и пьесы Тристана Тцара «Газовое сердце» (1923). Входит в круг дадаистов и сюрреалистов, играет важную роль во франко-русских культурных связях. Создаёт эксклюзивные модели одежды, рассчитанные на элитарную клиентуру. В 1924 открывает собственную мастерскую по печати тканей «Atelier simultanée». Мастерская просуществовала до 1933 и принесла художнице международную известность. В мастерской производились эксклюзивные ткани, в которых симультанные контрасты применялись на простых геометрических структурах. Делоне стояла у истоков абстрактной геометрической орнаментации в текстиле и во многом стимулировала её распространение и развитие.

В 1925 участвует в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже, в рамках которой открывает бутик совместно с кутюрье Жаком Эймом. В 1926 оформляет костюмы к фильмам «Маленький парижанин» и «Головокружение». В 1929 участвует в серии публикаций «Интернациональное искусство сегодня» и подготавливает том, посвящённый авангардному текстилю разных стран, «Ткани и ковры», где, в частности, публикует примеры работ Л.С.Поповой и В.Ф.Степановой.

В 1930-е совместно с мужем работает над проектами для публичных пространств с неоновой рекламой. Участвует во Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937, где создаёт монументальные панно для павильонов авиационного и железнодорожного транспорта. В 1930-е и 1940-е супруги Делоне остаются приверженцами абстрактного геометрического искусства, становятся членами группы «Абстракция–Созидание» («Abstraction-Creation») с 1931 и учредителями «Салона Новой реальности» («Salon des Réalités Nouvelles» в 1939.

После смерти мужа в 1941 художница занялась продвижением его наследия и посвятила себя утверждению симультанизма в истории искусства, организуя многочисленные выставки. Она передала существенную часть наследия и архива в музеи Лувра, в Центр Помпиду и Национальную библиотеку в Париже. Активно выставляется сама и участвует в совместных проектах с молодыми художниками, принадлежащими к направлению оп арт. В 1975 награждена орденом Почётного легиона. Многие дизайнерские проекты и текстильные орнаменты Делоне продолжают издаваться эксклюзивными тиражами и после её смерти.

Литература:
  • Jacques Damase. Sonia Delaunay. Rythmes et Couleurs. Paris, 1971;
  • А.Cohen. Sonia Delaunay. New York, 1975;
  • S.Buckberrough. A Biographical Sketch. Eighty Years of Creativity // Sonia Delaunay. A Retrospective. Buffalo, New York. Albright-Knox Art Gallery, 1980;
  • А.Malochet. Atelier simultané di Sonia Delaunay, 1923–1934. Milanо, 1984.;

Автор статьи: Ю.А.Туловская (Константинова)