Когда будущему художнику было два года, семья переехала в Киев, который всегда воспринимался им как родной город. Отец служил приказчиком в магазине готового платья, мать, происходившая из обедневшей семьи польских аристократов, воспитывала детей. Василий был шестым из десяти детей.
Два года Чекрыгин проучился в четырёхклассной городской школе (с 1904). В 1906–1910 – ученик мастерской иконописи в Киево-Печерской лавре.
В 1910 Чекрыгин едет в Москву и поступает в МУЖВЗ. Он пишет этюды у Симонова монастыря в духе И.И.Левитана. Его работы в училище нравятся, он освобождается от платы за обучение.
1911 стал очень важным в биографии Чекрыгина. Он подружился с Л.Ф.Жегиным, сыном архитектора, классика московского модерна Ф.О.Шехтеля. В училище общается с Д.Д.Бурлюком и В.В.Маяковским. Во время каникул в Киеве познакомился с К.Н.Редько и И.М.Рабиновичем.
Осенью Чекрыгин привёз в Москву работы, которые говорили об остром интересе к новым тенденциям в искусстве. В 1912 история почти повторяется. Он привозит из Киева смелые и необычные по живописи холсты – «Адам и Ева», «Портрет М.Фаббри» и показывает свои работы М.Ф.Ларионову, В.Е.Татлину, Н.С.Гончаровой, М.В.Ле-Дантю, Н.Е.Роговину. Интересуется византийскими и старорусскими фресками.
В 1913 вместе с Жегиным несколько раз посещает выставку икон.
В 1913 пробует писать нечто в духе лучизма, но недолго. В марте выходит «Я» Маяковского (тираж 300 экземпляров) с четырьмя иллюстрациями «Чекрыжки», как его называют знакомые. 13 октября в зале Общества любителей художеств вместе с Бурлюком, Жегиным и К.С.Малевичем выступает на вечере «Футуристы. Первый в России вечер речетворцев» (афиша была отпечатана на туалетной бумаге).
В 1914 виделся в Москве с Филиппо Томмазо Маринетти.
Бурлюка и Маяковского 25 февраля исключают из училища. Вслед за ними оставляет училище и Чекрыгин.
Казалось бы, началась скандальная карьера футуриста или кубофутуриста. Выставка «№4. Футуристы, лучисты, примитив» заставила удивиться многих из знакомых Чекрыгина. Его картины открывали новую главу в истории русской живописи – яркая индивидуальность художника противостояла стандартам «измов» тех дней.
Весной 1914 через Киев Чекрыгин едет в Варшаву. Вместе с Жегиным он путешествует по Европе, изучает музеи Дрездена, Вены, Мюнхена, Парижа. С началом войны друзья оказываются в Лондоне, в сентябре через Скандинавию возвращаются в Москву.
Осенью Чекрыгин делает четыре плаката для издательства «Сегодняшний лубок».
В 1915 работает над иллюстрациями к «Войне» Н.Н.Асеева, которые берёт с собой на фронт. Иллюстрации пропали.
Из армии, куда Чекрыгин пошёл добровольно, в 1917 он возвращается в Москву. Попытка демобилизоваться удалась не сразу, только в сентябре 1919.
В августе 1917 с П.В.Кузнецовым и Малевичем входит в художественную комиссию Совета солдатских депутатов. В Москве он часто бывает у П.И.Бромирского. Много рисует и снова возвращается к живописи, пытается определить свою индивидуальную позицию в искусстве.
В 1920 готовит курс лекций для только что созданного Вхутемаса – курс лекций по философии искусства (прочитаны были всего три лекции в декабре 1920). Начинается переписка с Н.Н.Пуниным о задачах современного искусства. Чекрыгин рассматривает искусство как особое цельное явление духовной жизни.
Выставка иконописи в залах бывшего Строгановского училища, где были показаны «Владимирская Богоматерь», «Троица» Рублёва и другие шедевры, стала сильным стимулом в работе художника. Эти новые ощущения от иконы выстроились у него в один ряд с живописью Якопо Тинторетто, Эль Греко и живописью Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Одновременно с этой выставкой проходила выставка Обмоху, которую ищущий синтетического современного искусства Чекрыгин оценивает всего лишь как выставку «группы молодых и плохих, безнадёжных художников».
В конце 1920 Чекрыгин делает мистические рисунки, как фрагменты, эпизоды некоей будущей фрески, вдохновлённой идеями «Общего дела» религиозного мыслителя Н.Ф.Фёдорова. Он удивлён явлением Фёдорова, его размышлениями о смерти и жизни вечной, о земле и человеке в космическом универсуме. Союз земли и неба одухотворяет земное. Свою рукопись об искусстве и идеях Фёдорова Чекрыгин назвал «О соборе воскрешающего музея».
Искусство Чекрыгина, монументальное в своей основе, хотело сделать духовным мир, преобразить его, чтобы оно могло выдержать давление трагической социальной действительности. Чекрыгин был одним из основателей «Маковца».
Художник погиб в возрасте 25 лет в результате несчастного случая (попал под поезд).
Работы Чекрыгина хранятся в ГМИИ, ГТГ, ГРМ, ГЛМ, ГММ, в Музее Людвига в Кёльне, ряде частных коллекций.
Литература:
- Е.Мурина, В.Ракитин. Василий Николаевич Чекрыгин. М., 2005.;