БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович

Художник, яркий представитель символизма

Родился в семье железнодорожного служащего. Учился в реальном училище у Ф.А.Васильева (1881–1884), в воскресной рисовальной школе И.Ф.Ананьева (1884), в домашней студии В.В.Коновалова (с 1885), в рисовальной студии СОЛИИ у Г.П.Сальвини-Баракки и Коновалова – с 1889. В 1891–1893 состоял вольнослушателем в ИАХ, занимался у В.П.Верещагина, Б.П.Виллевальде, К.Б.Венига и в частной мастерской П.П.Чистякова (1891–1893), в МУЖВЗ (1890–1891 и 1893–1895) у Н.В.Неврева, К.В.Лебедева, Е.С.Сорокина, К.А.Савицкого, В.Д.Поленова. Посещал академию Фернана Кормона в Париже (1895–1898). С 1898 жил и работал в Саратове, с 1903 – в Подольске, с марта 1905 – в Тарусе.

Борисов-Мусатов умер молодым осенью 1905, в расцвете своего дарования, как раз на пороге зарождавшегося отечественного авангарда. Он по справедливости должен быть причислен если и не к зачинателям нового искусства, то к непосредственным его предтечам. Посмертная экспозиция Борисова-Мусатова воспринималась выставкой ещё активно работающего живописца, произведения которого продолжали участвовать в художественном процессе страны вплоть до середины 1910-х. И статьи, посвящённые им, не случайно расценивались как художественная критика, а не как история современного искусства.

В.Э.Борисов-Мусатов. Парк погружается в тень. 1904.Холст, темпера, пастель. 10×8,2. ИОХМ
В.Э.Борисов-Мусатов. Облака. 1905. Холст на картоне, масло.61,5×48. ГРМ
В.Э.Борисов-Мусатов. Агава. 1897. Холст, масло. 70,6×81. ГТГ
0 / 0

Мусатовские реминисценции в творчестве мастеров раннего русского авангарда акцентировали тогдашние рецензенты и критики. О погружённости творчества Борисова-Мусатова в живой поток искусства второй половины 1900-х писали в ту пору Н.Я.Тароватый, Б.Н.Липкин. И современный исследователь видит в Мусатове «возбудителя нового живописного символизма» (Д.В.Сарабьянов. Василий Кандинский в русском контексте. Фрагменты // Вопросы искусствознания. Х (1/97). 1997. С.354). Именно поэтому в обличительном отклике патриарха художественной критики В.В.Стасова ощутима та страстность неприятия, которая кажется странной, когда речь идёт об умершем художнике. Трубадур передвижнического реализма чуял актуальность и действенность ненавистного ему мусатовского искусства для нового поколения русских живописцев. Чутьё не обмануло Стасова – творчество Борисова-Мусатова оказалось одним из важнейших ориентиров их стилистических поисков. Он им казался наиболее продвинутым в усвоении последних живописно-пластических достижений французского искусства. Как писал П.П.Муратов, ещё при жизни «среди молодёжи он нашёл немало восторженных, готовых за ним следовать поклонников» (П.П.Муратов. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Монография Владимира Станюковича. СПб., 1906 // Перевал. 1907. №6. С.54).

Уже современники Мусатова отмечали ослабленность в его полотнах изобразительно-сюжетного начала, преодоление иллюзорности, акцентирование семантической значимости формальных элементов: «Центр тяжести его картин перенесён на красочные сочетания, игру света, пятен, гармонию линий, красок» (В.К.Станюкович. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. СПб., 1906. С.5).

«Видения-то свои он реализовал в музыкально-зримую красоту, которую он подглядел-подслушал в природе…» (Б.В.Асафьев (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. М., 1966. С.67). Эту линию живописи развивали генетически связанные с его наследием пейзажисты «Голубой розы». И не одни они: в полотнах Борисова-Мусатова была намечена определённая программа дальнейшего пути отечественной живописи не только ближайшей к нему поры. И неоспоримо утверждение, что «его опыт является почти обязательным этапом на пути художников к будущим живописным достижениям» (Д.В.Сарабьянов. Борисов-Мусатов и художники группы «Наби». М., 1980. С.237). Имеются в виду, конечно, прежде всего мастера русского авангарда.

Основные произведения художника: «Автопортрет с сестрой» (1898. ГРМ); «Весна» (1898–1901. ГРМ); «Гобелен» (1901. ГТГ); «Водоём» (1902. ГТГ); «Дама у гобелена (Портрет Н.Ю.Станюкович)» (1903. ГТГ); «Призраки» (1903. ГТГ); «Изумрудное ожерелье» (1903–1904. ГТГ); «На балконе. Таруса. (Балкон осенью)» (1905. ГТГ); «Куст орешника» (1905. ГТГ); «Осенняя песнь» (1905. ГТГ).

Участвовал в выставках МУЖВЗ (с 1893), МОЛХ (1898), МТХ (1899–1905), «Алая роза» (1904), Мюнхенский Сецессион (1904), СРХ (1905), Осеннего салона (1905), Общества искусств (1905).

Персональные выставки художника проходили в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Дрездене (1904), в Петербурге (1906, 1908), в Москве (1907, 1916, 1917), в Одессе, Киеве, Харькове (1909–1910).

Автор статьи: Е.И.Водонос