Происходил из обеспеченной мещанской семьи, с детства имел склонность к рисованию. Окончил Одесскую гимназию. Учился в ОХУ (1903–1908), где его преподавателями были Г.А.Ладыженский и К.К.Костанди, а соучениками – Н.И.Альтман и А.Е.Кручёных. По окончании училища в мае 1908 получил звание учителя рисования и черчения в средних учебных заведениях.
Около 1906 познакомился (вероятно, через Кручёных) с братьями В.Д. и Д.Д.Бурлюками, которые привлекли его к участию в организованной ими выставке «Стефанос» в Москве (декабрь 1907 – январь 1908). После участия в 15-й выставке МТХ и выставке «Звено» (1908. Киев) становится неизменным экспонентом более радикальных «авангардных» выставок 1909–1910, связанных с группой Н.И.Кульбина («Венок-Стефанос». Весна 1909. Петербург; картин импрессионистов группы «Венок». Осень 1909. Херсон; «Импрессионисты». Весна 1909. Петербург; зима 1909–1910. Вильна). Этот фактор определил импрессионистический характер ранних произведений Баранова-Россине, в которых соревнуются дивизионизм (или пуантилизм) и фовизм.
В 1908–1909 учился в петербургской АХ (в сентябре 1909 получил справку на право проживания в Петербурге), но был отчислен за непосещение в декабре 1909. Вскоре отправился в Париж и оказался там осенью 1910, проложив свой путь через Стокгольм, Киль и Мюнхен. С октября 1910 стал неизменным экспонентом под псевдонимом «Даниэль Россине» или «Россине» Осеннего салона (1910–1913), Салона Независимых (1911–1914) (за это время выставил на парижских салонах девятнадцать произведений). Если работы 1911–1912 прошли для критики незаметно, то с 1913–1914 имя «Россине» уже упоминают в выставочных отчётах и хрониках Гийом Аполлинер и Андре Сальмон.
В 1912–1913 был обитателем «Улья», сдружился с Альтманом. Участвовал в деятельности академии М.И.Васильевой и Русской академии (см.: академии парижские), неоднократно бывал на вечерах, устраиваемых баронессой Эттинген и Сержем Фера, где собирались представители русского и французского авангарда, в том числе А.А.Экстер, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, Леопольд Сюрваж, Макс Жакоб и другие.
В живописи первого парижского периода (1911–1914) преобладают пейзажи сезаннистского толка («Розовый замок». Начало 1910-х; «Городок в Нормандии». 1912. Обе – частная коллекция; «Красные домики». 1912. Коллекция В.В.Царенкова, Лондон), а также композиции, свидетельствующие об усвоении уроков кубизма («Натюрморт со стулом». 1911. Частная коллекция; «Кузница». 1911. Центр Помпиду). Также Баранов-Россине создает свою первую полихромную кубистическую скульптуру («Танец» и «Симфония». 1913. Не сохранились. Авторское повторение «Симфонии» находится в МоМА). К 1913 относятся первые абстрактные опыты Баранова-Россине, в которых био- и зооморфные формы взаимодействуют друг с другом и создают экспрессивную среду.
В июле 1912 участвовал в выставке «Moderne Bund» в Люцерне и встречался с Хансом Арпом (свидетельство об этом Арп оставил в своих воспоминаниях). Но ещё более важным было знакомство (начало 1910-х), а затем и дружба с супругами Делоне. Баранов-Россине увлёкся орфизмом (симультанизмом) Робера Делоне, что ощутимо повлияло на ряд его произведений (серии «Апокалипсис» и «Адам и Ева». 1912).
С началом Первой мировой войны Баранов-Россине возвращается в Россию, посещает родные места в Тавриде, потом едет в Петроград и вскоре (конец лета 1915) переезжает в Норвегию, где остаётся до 1917. В Христиании (Осло) состоялась его первая персональная выставка (1916). С этого года и до конца 1910-х – лучший период абстрактного творчества Баранова-Россине. В его работах оригинально сочетаются кубистические приёмы Фернана Леже и элементы декоративного плоскостного декора («Беспредметное». 1917. СГХМ; «Розовое». Конец 1910-х. АГМИ; «Цветовая композиция». Конец 1910-х. ВКМ).
Во время февральской революции Баранов-Россине возвращается в Россию и сразу окунается в художественную и педагогическую работу. Уже в ноябре 1917 принимает участие в «Выставке современной живописи и рисунка» в Художественном бюро Н.В.Добычиной в Петрограде (показал свыше шестидесяти работ). Создаёт в 1918 панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы» и «365 революционных дней» для праздничного оформления площади Восстания в Петрограде в честь 1-й годовщины революции, а также большое полотно с символическим названием «Репрессия» (не сохранились). С ноября 1918 по апрель 1919 руководит живописной мастерской в Петроградских ГСХУМ. В 1919 работает в Коллегии по делам искусств при Отделе Изо НКП.
Весной 1919 Баранов-Россине переехал в Москву и продолжил преподавательскую работу сначала во II ГСХМ, затем во Вхутемасе руководил мастерской по изучению «Дисциплины одновременных форм и цвета» на Основном отделении живописного факультета, деканом которого был в 1920–1921.
В этот период он создаёт абстрактные композиции, соединяющие на декоративной основе элементы супрематизма и орфизма («Композиция с чёрным». «Композиция с полукружиями». Обе – 1919. Частная коллекция). Его картины приобретаются ГМФ для образования «картинного отдела» МХК. Участвует в выставках: картин и скульптуры художников-евреев (1918. Москва), «Мир искусства» (1918. Петроград), «Первой государственной свободной выставке произведений искусств» (1919. Петроград).
Ещё в начале 1910-х Баранов-Россине заинтересовался проблемой синтеза музыки и цвета (влияние идей А.Н.Скрябина), но только через десять лет он сконструировал клавир «оптофон» – аппарат, являющийся комбинацией оснащённого дуговой лампой прожектора и системы клавиш, которые позволяют проецировать на экран-«хромотрон» более 3600 оттенков всех цветов спектра. В 1923–1924 провёл цветомузыкальные концерты в театре В.Э.Мейерхольда и в Большом театре (см.: цвет и звук в творчестве художников авангарда).
В 1925 уезжает из СССР во Францию. Он возлагает большие надежды на оптофон и запатентовывает своё изобретение. Даёт концерты в Париже, Риге и Берлине, а в 1927 основывает в Париже первую оптофоническую академию и продолжает свои аудиовизуальные исследования.
В 1930-е изобретает «Фотохронометр» («хромофотомер»), позволяющий определять качество драгоценных камней, а в 1939–1941 пытается применить искусство цвета в военном деле и создаёт «пуантилистический камуфляж» (совместный коммерческий проект с Робером Делоне).
Во второй парижский период много занимается живописью, создаёт абстрактные полотна, состоящие из биоморфных структур и многочисленных вариаций ленты Мёбиуса. Ряд его картин можно отнести к сюрреалистической абстракции. Наряду с живописью делает полихромные абстрактные конструкции из разнообразных материалов («Политехническая скульптура». 1929).
Литература:Архивы:
- Б.М.Галиев. Эксперименты В.Баранова-Россине в театре // Светомузыка в театре и на эстраде: Сб. тезисов научно-технического семинара. Казань, 1992;
- Т.М.Перцева. «Оптофония» Баранова-Россине: история и документы // Там же;
- Vladimir Baranoff-Rossiné. Catalogue. Musée National d’Art Moderne. Paris, 1972;
- Baranoff-Rossiné. 1888–1944. Catatogue. Galerie Verneuil. Paris, 1984;
- А.Д.Сарабьянов. Владимир Баранов-Россине. М., 2002;
- Владимир Баранов-Россине. ГТГ. [Каталог] М., 2002;
- Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда. ГРМ. [Каталог] СПб., 2007.;
- РГИА. Ф.789 (ИАХ);
- архив семьи художника (Париж).;