АПОЛЛИНЕР Гийом

Французский поэт и художественный критик, один из влиятельнейших деятелей раннего европейского авангарда

Аполлинер сыграл существенную роль в признании русского искусства в парижских художественных кругах: поддерживал Сержа Фера и А.П.Архипенко, много сделал для М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой.

Аполлинер начинал как издатель (совместно с Андре Сальмоном) литературного журнала «Пиршество Эзопа» («Festin d’Ésope»). В 1905 познакомился с Пабло Пикассо и Максом Жакобом.

В 1907 встречается с художницей Мари Лорансен. На картине Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) из собрания С.И.Щукина изображены Аполлинер и его возлюбленная Лорансен. По словам Гертруды Стайн, Аполлинер «был первым в своей компании, кто начал появляться в большом свете надев фрак и целуя ручки дамам» (Гертруда Стайн. Автобиография Алисы Б.Токлас. Пер.с англ. СПб., 2000. С.199).

В 1910, после сотрудничества со многими парижскими печатными изданиями, стал постоянным хроникёром рубрики «Художественная жизнь» в журнале «Непримиримый» («L’Intransigeant») (до 1914), а через год – рубрики «Анекдотическая жизнь» журнала «Французский Меркурий» («Mercure de France»), где познакомился со многими художниками-кубистами и стал их горячим сторонником. В 1912 руководил журналом «Парижские вечера» («Les Soirées de Paris»), в котором напечатал многие статьи – они составили ставшую классикой кубизма книгу «Художники-кубисты» («Les peintres cubistes. Méditations esthétiques». 1913). Журнал издавался на средства баронессы Эттинген.

Сотрудничество с итальянским футуристическим журналом «Lacerba» и написание полемического по отношению к футуристам манифеста «Футуристическая антитрадиция» («L’Antitradition futuriste») привели к уходу из «Mercure de France». В 1914 Аполлинер как хроникёр переходит в журнал «Paris–Journal». Его интересует иной круг художников, в котором «героями» становятся художники – выходцы из России М.З.Шагал, Архипенко, Ларионов, Гончарова, П.П.Кончаловский. О последнем он сказал, что Кончаловский пишет, «словно нанося удары шпагой» (Guillaume Apollinaire. Chroniques d’art. Paris, 1960. P.79). В 1914 (17–30 июля) проходит первая совместная выставка Ларионова и Гончаровой в парижской галерее Поля Гийома; предисловие к каталогу написал Аполлинер.

С начала Первой мировой войны Аполлинер ушёл на фронт, служил в артиллерии и инфантерии. 17 марта был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа. По мере выздоровления восстанавливал связи с парижскими художественными кругами. Вокруг него сформировался круг молодых поэтов-сюрреалистов (Андре Бретон, Луи Арагон, Жан Кокто). Рождение термина «сюрреализм» связано с «сюрреалистической драмой» «Сосцы Тиресия» («Les mamelles de Tirésias»), написанной Аполлинером в 1917.

Принимал участие ещё в одном интернациональном проекте: написал манифест «Новый дух» для балета «Парад» («Parade»), созданного Эриком Сати на стихи Жана Кокто. Хореографом был Л.Ф.Мясин, а декорации и костюмы исполнил Пикассо (на репетициях он познакомился с Ольгой Хохловой, ставшей вскоре его женой).

В 1918 издал поэтический сборник «Каллиграммы» («Cal-ligrammes»), в котором некоторые стихотворения были написаны в духе «визуальной поэзии» русских авангардистов.

Незадолго до смерти организовал вместе с Полем Гийомом новый журнал «Искусство в Париже» («Les Arts à Paris»), но успел сделать только два номера. Умер от испанского гриппа через несколько месяцев после женитьбы.

Литература:
  • Т.В.Балашова. Русские нити в канве творческих взаимоотношений Пикассо и Аполлинера // Искусствоведение. 2002. №2.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов