АННЕНКОВ Юрий Павлович

Живописец, график, художник театра и кино, иллюстратор, дизайнер, литератор, историк искусства, критик, мемуарист

Сын политического деятеля П.С.Анненкова. С 1894 семья жила в Петербурге. Анненков был исключён из казённой гимназии за участие в выпуске нелегального гимназического журнала, окончил частную гимназию С.А.Столбцова. В 1908–1910 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В школьном возрасте занимался с домашним учителем, два-три месяца посещал ЦУТР. Учился в студии С.М.Зейденберга (1908–1909), в 1909–1911 – в студии Я.Ф.Ционглинского. Занимаясь в частных мастерских, Анненков ориентировался на русскую реалистическую живопись в духе И.Е.Репина, Ф.А.Малявина, увлекался творчеством П.А.Федотова, а также французским импрессионизмом и постимпрессионизмом.

По совету Ционглинского в мае 1911 поехал в Париж. Посещал академии Жюлиана, де ля Гранд Шомьер, Ла Палет (см.: академии парижские), студии Феликса Валлотона, Мориса Дени. Изучал графические техники и открыл для себя новейшие течения кубизма и футуризма. Общался с О.А.Цадкиным, Моисеем Кислингом, А.П.Архипенко, Амедео Модильяни, М.И.Васильевой, М.З.Шагалом, Ханой Орловой, Е.С.Кругликовой и другими художниками. Перед отъездом (весной 1913) выставил свои ранние работы (1909) в Салоне Независимых.

Ю.П. Анненков. Адам и Ева. 1913–1918. Холст, масло. 247×273. ГТГ
Ю.П. Анненков. Мечты провинциала (Боровичи). 1912. Холст, масло.135×133. ГТГ
Ю.П. Анненков. Июнь. Лес. 1918. Холст, масло. 107,5×71,6. ГТГ
0 / 0

Вернувшись осенью 1913 в Петербург, начал карьеру профессионального художника с сотрудничества с журналами «Сатирикон», «Театр и искусство», «Весна», «Лукоморье», «Отечество», «Солнце России» (шаржи, рисунки). Иллюстрировал книги, в том числе Н.Н.Евреинова «Представление любви» (Пг., [1916]); «Театр для себя» (Часть 2. Пг., 1916), где часть рисунков схематизирована и стилизована под детские.

С 1913 работал также в качестве сценографа в петербургских и московских театрах: «Кривое зеркало», им. В.Ф.Комиссаржевской, «Летучая мышь». Был одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене.

Постоянный посетитель «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов», активный участник летней художественной жизни в Куоккале. В ближайший круг его знакомых в 1910-е входили К.И.Чуковский, Н.Н.Евреинов, И.Е.Репин, В.В.Маяковский, В.В.Каменский, Б.К.Лившиц, Н.И.Кульбин, В.В.Хлебников, В.Э.Мейерхольд и другие. Эта жизнь отразилась в карикатурах и зарисовках в домашнем альбоме Чуковского («Чукоккала»).

Некоторые полотна этого периода скомпонованы по принципу «калейдоскопа» – они делятся на ячейки кубистскими сечениями, в каждой из ячеек развёртывается отдельный сюжет («Мечты провинциала (Боровичи)». 1912; «Адам и Ева». 1913–1918; «Июнь. Лес». 1918. Все – ГТГ). Сочетание элементов реализма и академического рисунка с приёмами авангардных течений характерно как для живописи («Портрет Е.Б.Анненковой». 1917; «Портрет М.А.Шерлинга». 1918. Оба – ГРМ), так и для графики того времени («Портрет В.Б.Шкловского». Частная коллекция; «Портрет М.А.Кузмина». ГРМ. Оба – 1919). В работах, где доминирует композиционная деконструкция и хаотичное нагромождение фигур, линий, пятен, обычно просматриваются детали предметов, а в портретах – узнаваемые черты лица («Портрет А.Лурье». 1917. ГРМ).

Незадолго до февральской революции вошёл в «Союз молодёжи» и в марте 1917, как его представитель, вступил в СДИ и активно участвовал в работе «блока левых». В июле 1917 – член-учредитель Профессионального союза художников-декораторов. В 1919–1920 преподавал в ПГСХУМ. С 1919 – член правления петроградского Дома искусств.

С конца 1910-х выработал в графике стиль, близкий ар деко. Создавал пространственные ассамбляжи, беспредметную живопись и различного рода коллажные работы. В иллюстрации также разработал свой характерный стиль, поначалу – с заметным влиянием кубофутуризма (книга собственных стихов «¼ девятого». 1918; поэма А.А.Блока «Двенадцать». Пг., 1918), а 1920-е – с элементами конструктивизма. Его иллюстрации к произведениям русских и зарубежных писателей, а также к детским книгам (например, «Ёлка» под редакцией Чуковского и А.Н.Бенуа, 1918 и «Мойдодыр» Чуковского, 1923, более 20 переизданий) поставили Анненкова в ряд классиков этого жанра. Э.Голлербах в своей статье об Анненкове (1923) писал: «Анненков ни “левый”, ни “правый”, он может отлично сделать “левую” вещь, но неплохо сделает и “правую”. Он, в сущности, “всё может”, но не всё хочет; главное, не хочет рутины, эстетики, академизма».

В советские годы проявил себя как выдающийся портретист, создав галерею деятелей культуры (А.А.Ахматовой, М.Горького, А.А.Блока, В.Ф.Ходасевича и других), а в 1923–1924 выполнил по госзаказу ряд портретов военачальников и государственных деятелей (Л.Д.Троцкого, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева, Л.Б.Каменева и других). В 1920-х они неоднократно воспроизводились в различных изданиях.

В начале 1920-х выставлял беспредметные полотна, дополненные пространственными элементами, ассамбляжи и крупные металлические конструкции.

В 1919 в Петрограде Анненков выступил как реформатор традиционного театра в постановке и оформлении спектакля «Первый винокур» по притче Л.Н.Толстого (Эрмитажный театр): инновациями были введение элементов цирка и мюзик-холла и активное подключение зрителей к действию, которое частично развивалось в зрительном зале. В театре «Вольная комедия» впервые оформил знаменитую впоследствии пьесу Евреинова «Самое главное» (1920). На сцене этого же театра, где Анненков заведовал художественной частью, возобновлялись в его оформлении и в новой интерпретации многие постановки «Кривого зеркала». Сотрудничал как сценограф с БДТ, создав образцы театрального конструктивизма. С начала 1920-х пропагандировал в советской периодике «театр чистого метода» и «динамические декорации», реализуя многие свои принципы на практике.

В 1920 к 1 Мая оформил (совместно с М.В.Добужинским и В.А.Щуко) массовое зрелище «Гимн освобождённому труду», а к третьей годовщине Октябрьской революции выполнил декорации и был одним из режиссёров самого грандиозного массового зрелища того периода – «Взятие Зимнего дворца» (оба – в Петрограде).

Участвовал в нескольких авангардных выставках в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (Петроград), а также в «Мире искусства» (1922), Первой русской художественной выставке (1922. Берлин) и многих других.

В июле 1924 Анненков получил разрешение выехать в Италию, где на Венецианском биеннале выставлялись его работы. С августа поселился в Париже и вошёл в контакт с художественной средой русских эмигрантов и французов. С 1930 Анненков стал невозвращенцем, хотя продолжал встречаться с приезжими из СССР. В 1931 в парижском журнале «Сатирикон» поместил множество рисунков разного жанра (под псевдонимами), в том числе галерею сатирических портретов советских политиков (И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, Н.К.Крупская и другие).

Продолжал интенсивно заниматься живописью и иллюстрацией. Сотрудничал с эмигрантскими театрами, оформлял драматические, оперные, балетные постановки и в эмигрантских антрепризах, и во французских театрах. С 1933 начал работать как художник по костюмам во французском и итальянском кинематографе, в том числе с самыми известными режиссёрами и кинозвёздами своего времени (более шестидесяти фильмов). Благодаря Анненкову в номенклатуре французской кинематографии появилась профессия «художник по костюмам».

В 1928–1959 состоялся ряд персональных выставок во Франции и США.

Литература:
  • Э.Голлербах. Юрий Анненков // Современное обозрение. 1922. Ноябрь. №2;
  • М.Бабенчиков. Анненков – график и рисовальщик // Печать и революция. 1925. Кн.4;
  • P.Courthion. Georges Annenkoff. Paris, [1930];
  • Е.Струтинская. Экспрессионизм в русском театрально-декорационном искусстве 1910-х годов. Сценография Ю.Анненкова // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1994;
  • И.Обухова-Зелиньская. Коллажная графика Ю.П.Анненкова // Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа. М., 2005;
  • И.Обухова-Зелиньская. Юрий Анненков. Монпарнас. 1911–1913 гг. // Русское искусство. ХХ век. Исследования и публикации. Т.3. М., 2010;
  • И.Обухова-Зелиньская. Потерянные и обретённые портреты Юрия Анненкова // Россия и современный мир. Научный журнал РАН. 2012. №3.;
Сочинения:
  • ¼ девятого. Пг., 1918;
  • Портреты. Альбом. Пг., 1922;
  • Семнадцать портретов. [Комплект репродукций] Л., 1926;
  • Повесть о пустяках. Берлин, 1934;
  • Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т.1, 2. Нью-Йорк, 1966;
  • En habillant les vedettes. Paris, 1951;
  • Max Ophüls. Paris, 1962.;

Архивы:
  • ЦГИА СПб. Ф.14. (личное дело);
  • РГАЛИ. Ф.2618.;

Автор статьи: И.В.Обухова-Зелиньская