АЛЬТМАН Натан Исаевич

Живописец, график, скульптор, художник театра и кино, иллюстратор, работал в промышленной графике. Работал в орбите авангарда, но не примыкал ни к каким объединениям

После незаконченной учёбы в ОХУ (1903–1907; учителями были К.К.Костанди, Г.А.Ладыженский и другие), получил свидетельство об окончании четырёх классов. Как вспоминал сам художник, в двух последних классах подружился с В.Д.Барановым-Россине, а через него – с В.Д.Бурлюком, а «оттуда протянулись нити к возникавшему тогда авангарду». Тогда же возникла дружба с А.Е.Кручёных. Продолжал самостоятельные занятия живописью и в 1910 дебютировал на выставке ТЮРХ в Одессе.

Альтман мечтал о Петербурге, но из-за условий жизни в черте осёдлости проще было поехать в Париж, куда он и отправился в декабре 1910, предварительно посетив Вену и Мюнхен. В Париже сначала жил в мастерской Баранова-Россине, но вскоре переехал в «Улей». Посещал Академию М.В.Васильевой и мастерские Академии Рансон (см.: академии парижские). Участвовал в «Салоне национального общества изящных искусств» (Salon de la Société Nationale).

Недолгое пребывание в Париже открыло художнику современное французское искусство. Он экспериментировал в разных стилях – от постимпрессионизма до фовизма – но собственного стиля обрести не успел. Некоторые работы парижского периода свидетельствуют о тяготении к фовизму («Пейзаж. La Ruche». 1911. Два варианта. Частные коллекции).

Осенью 1911 Альтман через Бельгию (побывал в Брюгге) вернулся в Винницу. Его первые автопортреты написаны в Виннице (оба – 1911. ГРМ). Там же сделано первое тематическое произведение – «Еврейские похороны» (1911. Частная коллекция). Картина написана в отвлечённо-условной манере. Альтман, в отличие от коллег по «Улью», в первую очередь М.З.Шагала, эксплуатировавшего «еврейскую тему», не делал национальную тематику главным предметом своего искусства, хотя и писал пейзажи и типажи местечек («Портрет старого еврея», «Местечко». Обе – 1913. Частные коллекции).

В большей степени его влечёт столичное искусство, и в первую очередь «Мир искусства». Сразу же после получения в Бердичеве диплома живописца вывесок, дававшего «право жительства» вне черты осёдлости, Альтман в конце 1912 приезжает в Петербург.

А в 1913 он уже дебютировал в нескольких разных по своей направленности петербургских выставках: «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (1913), «Союзе молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914), «Мире искусства» (декабрь 1913 – январь 1914), «Выставке картин в пользу лазарета деятелей искусства» (октябрь – декабрь 1914). Тут проявилась характерная для художника особенность – быть вне течений и в то же время соучаствовать в них.

Из довоенной живописи Альтмана выделяются написанные им портреты, сочетающие в себе элементы кубизма с натурным сходством и определённой долей салонности («Дама у рояля (Портрет Власьевой)». ГТГ; «Портрет Н.Е.Добычиной». Частная коллекция; оба – 1913). Особую известность Альтману принёс созданным им в 1914 «Портрет Анны Ахматовой» (ГРМ), с которой художник познакомился в 1911 в Париже.

В 1912–1913 обращается к печатной графике. По примеру своего товарища Кручёных он издаёт два выпуска линогравюр «Винница в шаржах» (Винница, 1912). В 1913–1914 он публикует шаржи в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Тогда же создаёт серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старых еврейских надгробий (издана в 1923 в Берлине), делает обложку и иллюстрации к детской книге «Картинки Натана Альтмана» (не издана. 1914. ГРМ).

В 1915 в «Новом журнале для всех» в рубрике «Художник о художнике» была опубликована небольшая статья Л.А.Бруни «Натан Альтман» и заметка самого Альтмана о своём искусстве. Альтман в то время входил в содружество «Квартиры №5» и был одним из молодых художников, которых поддерживал Н.Н.Пунин.

Участвовал в петроградской экспозиции «Мира искусства» в феврале–марте 1915. На ней экспонировался «Портрет А.Ахматовой» (1915. ГРМ), а в рецензии Пунин восхищался «могучим» Альтманом (Н.Пунин. По выставкам // Северные записки. 1915. №5–6. Май–июнь. С.150). Однако через год (февраль–март 1916) жюри не включило в состав выставки работы Бруни и Альтмана. Этим фактом Пунин был возмущён, о чём написал А.Н.Бенуа, главному идеологу «Мира искусства» (Н.Пунин. Открытое письмо А.Н.Бенуа // Речь. 1916. №69. 11 марта. С.5).

В 1915–1917 Альтман участвовал практически во всех выставках авангардного искусства: в «Выставке живопи­си 1915 год» (март–апрель 1915. Москва), в «Выставке картин левых течений» (апрель–май 1915. Петроград), в «Последней футуристической выставке картин 0,10» (декабрь 1915 – январь 1916. Петроград), в «Выставке картин и скульптуры русских и польских художников» (апрель–май 1916. Москва), в «Современной русской живописи» (апрель 1916; ноябрь 1916 – январь 1917. Петроград), в «Бубновом валете» (ноябрь–декабрь 1916. Москва). Весной 1916 стал членом этого общества вплоть до его закрытия в 1917.

В 1916 вошёл в художественную секцию Еврейского ОПХ, а в июле–августе 1918 участвовал в «Выставке картин и скульптуры художников-евреев» в Москве.

В 1916 Альтман заявил о себе, как о серьёзном мастере скульптуры, умеющем работать с различными материалами («Автопортрет». ГРМ). Тогда же дебютировал как театральный художник: оформил пьесу «Чудо св.Антония» в «Привале комедиантов».

К этому времени он уже считается одним из ведущих художников современного искусства. Стилевое разнообразие обеспечивало ему благосклонность как правой критики (похвалы от А.Я.Левинсона, А.Н.Бенуа и А.А.Ростиславова), так и представителей левых (В.В.Хлебников включил его в число «Председателей земного шара»).

После февральской революции Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 вошёл СДИ, а в 1918, по приглашению Д.П.Штеренберга, – в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе Изо НКП вместе с Пуниным, А.Е.Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку).

Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919. Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919–1921). Много сил Альтман отдал созданию МХК, в том числе недолгое время был его директором (1921). В мае 1920, после участия в заседаниях московской Музейной комиссии, привёз в Петроград шестьдесят три произведения авангардных художников – для пополнения МХК.

Эскизы флага РСФСР и печати Совнаркома, выполненные Альтманом, были признаны лучшими на конкурсе Отдела Изо (1918). На первом конкурсе на советскую почтовую марку также получил первую премию (1918). Сделал несколько эскизов для агитационного фарфора (1919). Участвовал в оформлении площади Урицкого в Петрограде (1918–1920). Вёл живописную и скульптурную мастерские в Свомасе (1918–1920).

Для этого периода характерны конструктивно выстроенные натюрморты, с элементами различных стилей: стилизованного кубизма («Цветовые объёмы и плоскости». 1918. ГТГ; ГРМ), супрематизма («Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином)». 1919; «Петрокоммуна». 1921. Обе – ГРМ; «РСФСР». 1920. ГРМ), конструктивизма («Россия – Труд». 1921. ГТГ).

В то же время Альтман работает по осуществлению плана «монументальной пропаганды». В этой области его произведения, согласно поставленной задаче, идеализированно-реалистичны (проект монумента В.К.Рентгену. 1920; скульптурные бюсты А.В.Луначарского и В.И.Ленина. 1920). Натурные зарисовки Ленина (1920. ЦМЛ) – одни из самых жизненных изображений вождя революции (из-за чего долгое время не публиковались). В дальнейшем Альт­ман неоднократно эксплуатировал этот сюжет.

Уже в начале 1920-х какие-либо элементы авангардного искусства постепенно исчезают из произведений Альтмана.

В 1921 по распоряжению Луначарского стал руководителем московского Отдела Изо НКП и переехал в Москву. Работал в Инхуке (1920–1924). Был организатором и участником Первой русской художественной выставки в Берлине и Амстердаме (1922–1923). Участник «Выставки трёх» (Альтман, Шагал, Штеренберг. 1922. Москва), многочисленных тематических, а также зарубежных выставок. В 1926 вступил в ОРС.

В 1920-е Альтман много времени отдаёт театру. В июне 1921 был приглашён для постановки «Мистерии-буфф» В.В.Маяковского (режиссёр А.М.Грановский), где применил принципы конструктивизма. Оформил в театре-студии «Габима» пьесу Ан-ского «Гадибук» в постановке Е.Б.Вахтангова (1922). В 1924–1928 был главным художником ГосЕТа.

В 1928, после гастрольной поездки театра по Европе, остался в Париже, где пробыл до 1935. Обращение к неореализму характерно для живописи Альтмана этих лет. Также он создаёт фантасмагорические иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя (1933) и оформляет спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (1932).

После возвращения в СССР Альтман продолжал плодотворно работать в основном как книжный иллюстратор и театральный художник.

Литература:
  • Л.Бруни. Натан Альтман // Новый журнал для всех. 1915. №4;
  • А.Эфрос. Натан Альтман // Еврейская жизнь. 1916. №51–52;
  • Б.Арватов. Натан Альтман // Авангард. 1922. №1;
  • А.Эфрос. Портрет Натана Альтмана. М., 1922;
  • Б.Арватов. Натан Альтман. Берлин, 1924;
  • Д.Аркин. Натан Альтман // Красная нива. 1927. №42;
  • В.Жорж, И.Эренбург. Натан Альтман (Монографический очерк). Париж, 1933 (на идише);
  • В.Шкловский. Натан Альтман // Театр. 1965. №2;
  • М.Эткинд. Натан Альтман. М., 1971;
  • Mark Etkind. Nathan Altman.Dresden, 1984.;
Сочинения:
  • К чему я стремлюсь в своей живописи // Новый журнал для всех. 1915. №4;
  • Плата за труд // Искусство коммуны. 1918. 7 декабря;
  • «Футуризм» и пролетарское искусство // Искусство коммуны. 1918. 15 декабря;
  • В грядущее, товарищи! // Искусство коммуны. 1919. 9 февраля;
  • Как я лепил Ленина // Прожектор. 1924. №6 (текст неоднократно переиздавался).;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов