В воскресенье, 24 декабря, Любовь Пчелкина и Андрей Сарабьянов прочитают заключительные лекции академического курса в Центре авангарда Еврейского музея. Они будут посвящены Соломону Никритину, проекционизму и группе «Метод», и возвращению русского авангарда в современную историю.
ПРОЕКЦИОНИЗМ. СОЛОМОН НИКРИТИН И ГРУППА «МЕТОД»
Начало в 17:00
Проекционизм - одна из самых «загадочных» художественных теорий 1920-х годов, которая долгое время отсутствовала в истории отечественного искусства. Ее создатель – Соломон Никритин, художник молодой плеяды авангарда, впитавший экспериментальный дух новаторов 1910-х гг. Вдохновленный энергетическими идеями Вильгельма Оствальда и «тектологическим» мышлением Александра Богданова, Никритин задумывает создать новый тип интеллектуального художника. Вместе с единомышленниками, друзьями по ВХУТЕМАСу он организовывает группу «Метод», принципом которой служит не единство стиля ее участников, а именно различие художественных приемов.
Теория проекционизма охватывала не только сферу живописного искусства. Организованный Никритиным в 1921 году «Проекционный театр» не имел аналогов в мировой театральной практике того времени. Театр-лаборатория, в основу которого заложены исследования в области биомеханики движения, звукоизвлечения. психоэмоциональные тренинги актеров, по сути явился первым абстрактным театром в России. К экспериментальным проектам Никритина и группы «Метод» не остались равнодушны такие известные деятели 1920-х, как Алексей Гастев, Николай Бернштейн, Алексей Крученых, Анатолий Мариенгоф и такие важнейшие институты того времени, как ЦИТ, Институт Слова, Музей живописной культуры.
Лектор: Любовь Пчелкина - кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела живописи I пол. XX века Государственной Третьяковской галереи.
Регистрация по ссылке https://www.jewish-museum.ru/events/proektsionizm-solomon-nikritin-i-gruppa-metod/
ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОГО АВАНГАРДА В СОВРЕМЕННУЮ ИСТОРИЮ
Начало в 19:00
Заключительная лекция цикла «Исходный код авангарда. Ключевые идеи и течения» будет посвящена одной из самых парадоксальных и интригующих тем. Как случилось, что в культуре, создавшей русский авангард, само это явление оказалось вычеркнутым из истории на многие десятилетия? Благодаря кому и в каких обстоятельствах знания об авангарде не были потеряны навсегда, но, напротив, оказались востребованы обществом? Как русский авангард стал предметом настоящей моды на западе, пробил путь в отечественную науку и, в конце концов, стал доступен для публики? Ответы на эти вопросы необходимы для понимания принципиальных поворотов в науке об авангардном искусстве. Подводя итог, Андрей Сарабьянов коснется целого ряда западных специалистов по русскому авангарду, включая Камиллу Грэй, Николетту Мислер и других. А также остановится на значении крупнейших собирателей авангардного искусства – Георгия Костаки, Николая Харджиева, Игоря Савицкого и исторической роли, сыгранной ими.
Лектор: Андрей Сарабьянов – исследователь русского авангарда, историк, кандидат искусствоведения, куратор выставок, руководитель Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, автор-составитель трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда», а также ряда монографий и публикаций по русскому авангарду.
Регистрация по ссылке https://www.jewish-museum.ru/events/vozvrashchenie-russkogo-avangarda-v-sovremennuyu-istoriyu/
Программа реализуется Центром авангарда Еврейского музея совместно с «Энциклопедией русского авангарда».