Под знаком Малевича

1 / 3
2 / 3
3 / 3

В Третьяковской галерее на Крымском валу 23 октября открывается выставка графических работ Малевича и художников его круга. Выставка проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Одно из самых известных художественных произведений в мире – «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича – было впервые продемонстрировано публике на выставке «0, 10», которая открылась 19 декабря 1915 года в Санкт-Петербурге. К юбилею этого события Третьяковская галерея открывает выставку графических работ Малевича и художников его круга.

Выставка займет два зала экспозиции на Крымском Валу (залы 21-22). В архитектуре выставочного пространства предпринята попытка реконструкции супрематических форм. По мнению устроителей, структура выставки должна отразить внутреннюю логику отношений Малевича и художников его круга. Для этого графика Малевича и произведения остальных художников представлены в двух разделах: «Супремус» и «Уновис».

В 1916–1917 годах Малевич организовал художественное общество «Супремус». В него вошли Н. Удальцова, О. Розанова, И. Клюн, В. Пестель, Л. Попова, А. Крученых и другие художники, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался скорее импульсом к поискам индивидуального пути в беспредметности, нежели прямым руководством к действию.

В 1919 году Малевич по приглашению Шагала становится преподавателем Витебской народной художественной школы и, быстро завоевав популярность среди ее учащихся, основывает группу «Уновис». В качестве важнейшей миссии Уновиса декларировалось создание новой супрематической действительности, перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в реальный мир. Народная художественная школа получала от витебских властей задания оформлять фабричные и заводские предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное украшение города к 1 мая 1920 года.

В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в числе выпускников были И. Чашник, Л. Хидекель, Н. Суетин, Л. Юдин. Художественно-практическому институту приходилось отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших Малевича в односторонности его преподавательской системы и пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников (И. Чашник, Н. Суетин, Л. Хидекель, Х. Каган, Е. Магарил, Е. Рояк, Г. Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный институт художественной культуры). В Гинхуке линия работы была продолжена, открыв новую страницу педагогической и творческой деятельности Малевича.

Графические произведения часто остаются неизвестными широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его учеников выставляются и репродуцируются значительно реже, чем живописные произведения супрематизма. Настоящая выставка, а также подготовленная к ней монография, призвана восполнить этот пробел.

Куратор выставки и автор монографии – Татьяна Горячева, специалист по русскому авангарду, творчеству Казимира Малевича, Эль Лисицкого, художников группы Уновис, один из авторов «Энциклопедии русского авангарда». Выставка проходит с 23 октября 2015 г. по 14 февраля 2016 г. в Третьяковской галерее на Крымском Валу (Крымский Вал, д. 10).

Партнеры и друзья