Мир как беспредметность. Рождение нового искусства

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Ельцин Центр совместно с Энциклопедией русского авангарда представит выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», которая пройдет с 5 ноября 2021 по 20 февраля 2022 года в Екатеринбурге в Арт-галерее Ельцин Центра. Кураторы – Наталья Мюррей и Андрей Сарабьянов, научное консультирование – Ирина Карасик.

Центральная тема выставочного проекта – история одного из самых ярких периодов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства. Выставка расскажет о развитии вокруг идей Малевича ключевой для него самого и его единомышленников художественной концепции – супрематизма. От создания объединения Уновис («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 г., до постсупрематизма в сложных 1930-х годах.

Одним из главных источников информации о зарождении и развитии супрематической утопии являются дневники ученика Малевича художника Льва Юдина, впервые опубликованные в виде книги Ирины Карасик в 2017 г. «Лев Юдин. Сказать – свое…». Этот и другие исторические документы легли в основу выставки и позволили выстроить многослойную картину творческих подъемов и завоеваний, а также поисков и противоречий, через которые прошел сам мастер и его последователи.

Экспозиция представит три периода – от Витебской художественной школы до периода основания Уновиса и роста его популярности с 1919 г. по 1921 г., Петроградский период создания Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) и научной работы в институте под руководством Казимира Малевича, и период после закрытия Гинхука в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством.

Опираясь на исследование исторических документов, кураторы прослеживают формальные и неформальные связи художников. С помощью фотографий, цитат и страниц из дневника Льва Юдина выставка стремится заполнить фактологические лакуны, детализировать представление о «круге Малевича» и через творчество входивших в него людей описать проблематику художественных процессов 1920-х-1930-х годов.

На выставке будут представлены 84 работы из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Национального художественного музея Республики Беларусь, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Ярославского художественного музея, Витебского областного краеведческого музея, а также частных коллекций.

Художники, чьи произведения будут представлены в экспозиции: Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Илья Чашник, Николай Суетин, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Михаил Векслер, Павел Филонов, Роберт Фальк, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие.

К выставке готовится каталог, который будет издан при финансовой поддержке Общества Малевича. Статьи для каталога написаны Кристиной Лоддер, Андреем Сарабьяновым, Натальей Мюррей, Ириной Карасик, Татьяной Горячевой.

Партнеры и друзья