Художник, реформатор и общественный деятель

1 / 9
2 / 9
3 / 9
4 / 9
5 / 9
6 / 9
7 / 9
8 / 9
9 / 9

Вышла книга, посвященная художнику, реформатору и общественному деятелю авангарда Александру Ивановичу Иванову. Она открывает новый издательский проект в рамках Энциклопедии русского авангарда - серию «Малая монография» под научной редакцией Андрея Сарабьянова.

Это первая монография об Александре Ивановиче Иванове – выдающемся живописце, руководителе школьной секции Отдела ИЗО Наркомпроса, одном из инициаторов первой (авангардистской) реформы художественного образования, проводившейся в 1918–1921 годах, организаторе всероссийской системы Свободных государственных художественных мастерских (Свомас, СГХМ, ГСХМ) и Вхутемаса. Книга стала итогом большой исследовательской работы, осуществлённой ее автором – Игорем Смекаловым. В издательство он пришел с, по сути, уже готовым текстом, а дальнейшая работа позволила этому труду превратиться в уникальную публикацию.

Автору труда удалось собрать фактически все, что известно о неординарном художнике и общественном деятеле, влиятельном сотруднике Наркомпроса, одном из инициаторов, идеологов и самых активных участников «футуристической революции» в России.

Александр Иванов, являвшийся учеником Кузьмы Петрова-Водкина по школе Званцевой, в разное время был связан с представителями различных творческих объединений – от «Союза молодежи» до «Ассоциации коммунистов-футуристов». Как руководитель школьной секции Всероссийского отдела ИЗО Наркомпроса и член Московской коллегии по делам искусств, он стал одним из тех, кто организовывал новаторскую систему Свободных государственных художественных мастерских (Свомас, иначе, СГХМ, ГСХМ).

В условиях военного коммунизма он идейно и финансово обеспечивал работу преподавателей (инструкторов) по всей стране, а затем, на фоне новой экономической политики, способствовал утверждению Высших художественно-технических мастерских (Вхутемаса). Натюрморты и пейзажи Александра Иванова распределялись по музеям живописной культуры в столице и провинции. Деятельность мастера – образец активной социальной позиции, проявившейся на фоне глобальных политических изменений, отражение внутренней эволюции авангарда, связывающей все этапы беспримерного эксперимента.

В книге показаны и прекрасно прокомментированы несколько десятков дошедших до наших дней произведений. Впервые публикуются фрагменты деловой переписки Иванова, тексты его наркомпросовских речей, анкеты разных лет, а также принадлежащие перу художника статьи, печатавшиеся в журнале «Искусство в школе» в 1927–1928 годах.

Книгу «Александр Иванович Иванов (1888–1948)» можно приобрести напрямую в издательстве, перейдя в ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН


О СЕРИИ «МАЛАЯ МОНОГРАФИЯ»

Серия выходит под научной редакцией Андрея Сарабьянова. Идея этого издательского проекта возникла, когда завершилась работа над изданием 3-томной Энциклопедии русского авангарда. Тогда стало ясно, что в энциклопедию вошло много неизвестных художников, о которых можно было бы сказать значительно больше, чем позволял объем и формат энциклопедической статьи.

По мнению Андрея Сарабьянова, серия будет востребована скорее в профессиональном сообществе, а также теми, кто серьезно интересуется русским авангардом. Вместе с тем, для широкой публики эти книги дадут возможность открыть для себя новые имена. «Сейчас существует большой дефицит монографических исследований даже о фигурах первого ряда. Эту серию мы задумали, чтобы дать возможность специалистам опубликовать материалы, которыми многие из них занимаются не один год или даже десяток лет, но по разным причинам не могли их напечатать», – пояснил Андрей Сарабьянов.

Отличительная особенность серии «Малая монография» – целостный подход к фигуре художника и попытка реконструкции творческой биографии на основе изучения и публикации исторических документов и архивов. В рамках серии планируется издание как уже имеющихся, но еще не опубликованных материалов, так и подготовка публикаций по представляющим интерес, но в настоящее время еще недостаточно изученным, участникам авангардного движения.

Партнеры и друзья