Выставочные проекты, которые обязательно стоит посетить, пока есть время на каникулах. Редакция Энциклопедии русского авангарда выбрала 9 выставок, проходящих в московских и региональных музеях, которые важно увидеть до их закрытия.
Юрий Пименов
Новая Третьяковка (ул. Крымский Вал, д. 10)
До 9 января 2022 г.
Масштабная персональная выставка выдающегося художника Юрия Ивановича Пименова – советского живописца, графика, художника театра, сценографа и педагога. Выпускник ВХУТЕМАСа, член-учредитель Общества станковистов, Академик и лауреат Государственных премий, создатель стилей и образов советского искусства. Мастер реализовал свой талант в живописи, графике, книжной иллюстрации, театрально-декорационном искусстве, литературных эссе.
Подробнее
Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли
ГМИИ им. А.С. Пушкина - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, ул. Волхонка, 14)
До 16 января 2022 г.
26 произведений итальянских мастеров из коллекции Джанни Маттиоли. Коллекция включает произведения Умберто Боччони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло, Арденго Соффичи, Оттоне Розаи, Фортунато Деперо, Марио Сирони, Амедео Модильяни и Джорджо Моранди, выполненные в 1910–1921 годах.
Подробнее
Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924
Музей русского импрессионизма (Москва, Ленинградский проспект д. 15, стр. 11)
До 16 января 2022 г.
Выставка посвящена крупнейшему в США показу русской живописи, скульптуры и графики. Спустя почти сто лет зрители смогут увидеть работы из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене, учувствовавшие в экспозиции. В 1924 году на Выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Этот проект стал одним из самых масштабных смотров русского искусства первой четверти XX века – выставка предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие творения.
Подробнее
За фасадом эпохи
Галеев-Галерея (Москва, Б. Козихинский пер.,19/6, строение 1)
До 30 января 2022 г.
Выставка посвящена московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е -1930-е годы. Это Лидия Агалакова, Меер Аксельрод, Лев Аронов, Мария Владимирова, Михаил Вогман, Кира Габрилович-Мосякова, Александр Глускин, Борис Голополосов, Товий Гусятинский, Георгий Ечеистов, Лидия Жолткевич, Мария Ильф-Тарасенко, Лев Зевин, Александр Китаев, Татьяна Козулина, Ева Левина-Розенгольц, Сергей Маркин, Соломон Никритин, Георгий Павильонов, Серафим Павловский, Борис Петров, Николай Прокошев, Михаил Ранков, Елена Родова, Сергей Романович, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Антонина Софронова, Баки Урманче, Раиса Флоренская, Лидия Хромова, Константин Чеботарев, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес. Далеко не все они – коренные москвичи, но именно Москва объединила этих очень разных художников. Их судьбы, истории сохранения и обретения наследий тесно переплетаются между собой.
Подробнее
Николай Кузьмин: коммуна будущего
Галерея «На Шаболовке» (Москва, Серпуховский Вал, 24, корпус 2)
До 30 января 2022 г.
Имя сибирского архитектора Николая Кузьмина (1905-1985) – видного представителя группы сибирских конструктивистов ОСА и одного из основателей сибирской архитектурной школы – известно в отечественной и мировой историографии в связи с радикальным проектом Коммуны для горнорабочих Анжеро-Судженска 1928 года. Устройство Коммуны было разработано на основе авторской концепции «Научной Организации Быта» — исследования бытовых процессов и их оптимизации средствами архитектуры, коллективных бытовых практик, профессионализации домашнего труда. Проект скоро стал символом экспериментов по реорганизации быта, публиковался в журнале «Современная архитектура» как образец нового жилищного проектирования.
Подробнее
Азбука шедевра
Музей «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)
До 19 июня 2022 г.
Масштабный выставочный проект, объединяющий более 120 работ признанных мастеров русской живописи, среди которых – Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие. В экспозиции представлены работы из региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, часто неизвестные широкой публике.
Подробнее
Мир как беспредметность. Рождение нового искусства
Ельцин Центр (г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3)
До 20 февраля 2022 г.
Центральная тема выставочного проекта – история одного из самых ярких периодов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства. Выставка рассказывает о развитии вокруг идей Малевича ключевой для него самого и его единомышленников художественной концепции – супрематизма. От создания объединения Уновис («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до постсупрематизма в сложных 1930-х годах.
Подробнее
Космизм в русском искусстве
Русский музей - Корпус Бенуа (Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.)
До 10 марта 2022 г.
На выставке впервые собраны произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение разные стороны идей космизма, ярко проявившихся в русской науке и философии. Картины и рисунки Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ивана Кудряшева, Михаила Матюшина и других мастеров абстрактного искусства будут показаны рядом с произведениями художников, остававшихся в рамках предметных форм, но сделавших содержанием своего искусства представления о планете Земля или о Вселенной, созвучные новым открытиям в науке и философии.
Подробнее
Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор
Русский музей / Михайловский замок (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2)
До 14 марта 2022 г.
В историю отечественного искусства Лепорская вошла как мастер художественного фарфора. Судьба связала ее с такими художниками, как Казимир Малевич, у которого она училась в 1920-е годы, Вера Ермолаева, Николай Суетин, ученик Малевича, главный художник Ленинградского фарфорового завода на протяжении двух десятилетий (1932-1954). Именно Суетин привлек Лепорскую к работе на фарфоровом заводе. В 1924 году она поступает в качестве аспиранта на Отделение живописной культуры Государственного института художественной культуры, которое возглавлял Малевич. Под его руководством она изучала импрессионизм. Также в группе живописно-пластического реализма с Верой Ермолаевой Лепорская исследовала пластический язык Сезанна и Ван- Гога. На выставке представлены пейзажи конца 1920-х – 1930-х годов, связанные с пластической системой живописно-пластического реализма.
Подробнее