Выставочные проекты, которые обязательно стоит посетить, пока есть время на каникулах. Редакция Энциклопедии русского авангарда выбрала 5 выставок, проходящих в московских музеях, которые важно увидеть до их закрытия.
Михаил Ларионов
Новая Третьяковка (ул. Крымский Вал, д. 10)
До 20 января 2019 г.
Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Михаил Ларионов оказал огромное воздействие на становление и развитие нового искусства ХХ века. Произведения мастера в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков рождения абстрактного искусства. Его «авторский» вариант беспредметной живописи получил название «лучизм». В состав экспозиции вошло около 500 экспонатов, которые представляют все основные направления его творчества, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.
Давид Бурлюк. Слово мне!
Музей Русского Импрессионизма (Ленинградский проспект д. 15, стр. 11)
До 27 января 2019 г.
Владимир Маяковский называл Бурлюка своим учителем, Бенедикт Лившиц образно именовал его «полутороглазым стрельцом». Обладая редким талантом объединять людей, быть центром внимания, он вызывал разные и часто противоположные чувства – от восторгов до крайнего раздражения и критики. Выставка в Музее русского импрессионизма призвана показать многогранность художника, раскрыть его как лирика, колориста-импрессиониста, поэта. На выставке представлены произведения 1900–1930-х годов из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций, дополненные более поздними работами, созданными в эмиграции.
Пикассо & Хохлова
ГМИИ им. Пушкина (ул. Волхонка, 12)
До 3 февраля 2019 г.
Главная героиня выставки – первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова. История любви испанского художника и русской танцовщицы предстает перед зрителями в работах художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо. В состав выставки вошло более 200 экспонатов – от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Впервые в России демонстрируется семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы. Исследование архива позволило восстановить историю отношений Ольги и Пабло и показать зрителям работы мастера в контексте его личной истории.
ЛЕФ. Опыт создания искусства дня
Библиотека им. Н. А. Некрасова (ул. Бауманская, д. 58/25, стр. 14)
До 10 февраля 2019 г.
Выставка рассказывает историю творческого объединения ЛЕФ, возникшего в 1923 году, главными принципами которого были литература факта, производственное искусство и социальный заказ. Ядром группы стали бывшие футуристы — Владимир Маяковский, Николай Асеев, Сергей Третьяков, Борис Арватов, Николай Чужак и Осип Брик. Ключевым образцом идеи искусства как жизнестроения были журналы «ЛЕФ» и «Новый Леф», на страницах которых умещались манифесты, полемика, литература, кино, фото, дизайн – в совокупности, теория и практика создания искусства дня или, по выражению лефовца Виктора Шкловского, «непосредственного оформления жизни».
Жак Липшиц (1891-1973). Ретроспектива
Московский музей современного искусства (Петровка, 25)
До 3 марта 2019 г.
Первая в России персональная выставка одного из самых известных скульпторов XX века Жака Липшица. Яркий представитель «парижской школы», близкий друг Амедео Модильяни, Хаима Сутина и Пабло Пикассо – Жак Липшиц (Jacques Lipchitz) знаменит, прежде всего, своими скульптурами, составляющими фонды известных музейных коллекций и частных собраний мира. Выставка предполагает глубокое погружение в творчество скульптора и путешествие по главным событиям истории полного потрясений века, которые повлияли на эволюцию его художественного подхода.