Судьба «Летатлина»

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

В июле 2016 года музей Военно-воздушных сил в Монино могут закрыть. При этом судьба находящегося в его экспозиции шедевра Владимира Татлина пока остаётся туманной. Об уникальном проекте «воздушного велосипеда» – легендарном «Летатлине» и опасности его потерять, для сайта «Энциклопедии русского авангарда» написала Марина Хрусталева.

Среди ярких проектов советского авангарда есть один, который стоит особняком – и по своему значению, и по своей «отдельности» от любых жанров. Это знаменитый забытый «Летатлин». Его судьба сегодня находится под угрозой.

1920-е годы были одержимы идеей полета. Футурист Василий Каменский в сборнике «Лет: Аэростихи» (1923) вопрошал: «Сознайтесь. / Разве сегодня не каждый из нас / За спиной чует алые крылья?», а Маяковский отвечал ему: «Люди бескрылая / Нация / Людей / создали / по дрянному плану: / Спина / и никакого толка. / Купить / по аэроплану – / Одно остаётся / Только». Аэропланы проникают в поэзию, живопись, кино и плакаты, аэропланами пронизаны детские песни и пропаганда. И лишь немногие, как Владимир Татлин, продолжали мечтать о настоящих крыльях.

У Хлебникова в работе «Мы взяли √-1…» (1916) встречается фантастический механизм, не знавший ни физических преград, ни ограничений разума: «Наш Ходнырлёт был глыбой стекла, мысли и железа, – летавшей, бегавшей, нырявшей». Петр Митурич, художник-изобретатель, считавший себя учеником Хлебникова, работал над универсальным аппаратом, основанным на волновом принципе. Он писал в дневнике: «Невозможно двигаться больше по земле на телегах и поездах, это слишком медленно, слишком тоскливо и не соответствует современному складу души человека. Всё это побуждает меня работать над крыльями свободы». Первое испытание «волнового летуна» со стальной пружиной состоялось в Новгородской губернии 27 декабря 1921 года.

Вероятно, Татлин знал об экспериментах Митурича. Но в своем проекте «махолёта» – летательного аппарата, приводимого в движение мускульной силой лётчика, он скорее следовал поискам Леонардо да Винчи. Татлин использовал бионический метод конструирования, основанный на исследованиях в области свойств материалов и изучении полёта птиц. Он предназначал свой «Летатлин» для единственной цели – дать человеку ещё одну степень свободы, поставив ему на службу силы природы.

Николай Пунин вспоминал о посещении мастерской друга: «О приборах, имеющихся на современных аппаратах, сказал: "что же они с собой целую канцелярию тащат", – и ещё: "летают с совнаркомами". Всё это происходит по Татлину от того, что они "от науки полетели", а не от органических способностей и чувств. Не знают или не хотят знать, как птицы летают, а всё мудрствуют. "Я, – говорит Татлин, – всё равно не поверю их гроссбухам, а полечу сам по себе, как дышу, как плаваю"».

Работа над «Леталиным» продолжалась около десяти лет (1923-1932), а увлечение этой темой не покидало мастера до конца жизни. В испытаниях прибора принимал участие сын художника. Проект имел резонанс, о нем писали, а одна из моделей «Летатлина» выставлялась в ГМИИ им. Пушкина, в Итальянском дворике.

Кажется парадоксом, что «одноместный воздушный велосипед» Владимира Татлина, осуждавшего самолёты за их чрезмерную механистичность и злоупотребление своей мощью, много лет спустя оказался в Музее военно-воздушных сил в Монино. Он висел там под потолком деревянного ангара, почти не видный за моделями самолетов. Мало кто из ценителей авангарда добирался до этого далекого музея в Подмосковье.

И вот, к июлю 2016 года Центральный музей Военно-воздушных сил будет закрыт. Его коллекция будет расформирована, часть экспонатов переедет в парк «Патриот» под открытым небом. Что будет с «Летатлиным»? Из всей коллекции он наименее «военно-воздушный» и наиболее хрупкий экспонат. И при этом, для истории русского авангарда, наиболее ценный.

Куда он попадет? В Третьяковскую галерею, сделавшую ставку на продвижение авангарда? В Пушкинский музей, где он когда-то парил над Давидом? В Центр авангарда при Еврейском музее? Или исчезнет в неизвестном направлении при переезде? Думаю, уважаемым институциям стоит поторопиться. Риск конкуренции отступает перед риском потерять уникальный и такой беззащитный объект.

МАРИНА ХРУСТАЛЕВА


Подробнее о ситуации вокруг закрытия Музея ВВС в Монино: http://lenta.ru/articles/2016/02/01/monino/

4 февраля 2016

Партнеры и друзья