Под «Черным квадратом» Малевича найдены два изображения, кроме того, сотрудники Третьяковской галереи заявили, что сумели расшифровать большую часть авторской надписи на картине. Об этом они сообщили на международной конференции, посвященной 100-летию «Черного квадрата», на которую съехались гости из разных стран. Редакция «Энциклопедии русского авангарда» выяснила, могут ли новые данные поменять представления о создании работы, и какие оценки были высказаны специалистами.
Выявить два скрытых изображения и частично расшифровать надпись специалистам Третьяковской галереи помогло применение рентгеновской съемки. «Было известно, что под изображением «Черного квадрата» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, – это протосупрематическая композиция», – рассказала в интервью для телеканала «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.
Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию картины 1882 года французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник. «У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: "н", "п", и даже "и" в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово "Битва", вы все можете увидеть, убедившись в этом в экспозиции», – пояснила Воронина.
Эту информацию подтвердила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и рассказала о проводившейся научной работе: «В серии «История одного шедевра» готовилась книга Ирины Вакар «Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат» – результат многолетних исследований ученого, сотрудника галереи, и было решено изучить знаменитое полотно всеми возможными техническими способами. То, что под первым вариантом «Черного квадрата» есть какое-то изображение, было видно и невооруженным глазом через трещины-кракелюры в красочном слое. После детальных исследований уже с применением современной аппаратуры под черной краской были обнаружены два изображения и надпись».
Впервые о результатах исследований «Черного квадрата», изложенных в книге Ирины Вакар, было заявлено на пресс-конференции по поводу открытия выставки «В поисках 0,10 – последней футуристической выставки картин» в Фонде Бейлера в Базеле еще 4 октября. Информация была воспринята журналистами как научно-исследовательская, но не сенсационная. Только после выступления научных работников Третьяковки на конференции в Академии художеств, посвященной столетию «Черного квадрата», результаты исследований распространили средства массовой информации.
По мнению Зельфиры Трегуловой, книга Ирины Вакар исключительно важна для понимания «Черного квадрата». «Выход книги – не менее важное событие, чем обнаружение под красочным слоем шедевра русского авангарда надписей и изображений. Это непредвзятое и очень взвешенное исследование и самой картины Малевича, и ее роли в развитии искусства ХХ в.», – считает директор Третьяковской галереи.
На презентации, которую Третьяковская галерея планирует провести в среду, будут представлены результаты исследований и фотографии «Черного квадрата», сделанные во время научной работы с применением различной аппаратуры. Ирина Вакар выступит с докладом, поясняющим материалы.
О том, повлияет ли данное открытие на представления о шедевре русского авангарда, в большом интервью русской службе BBC рассказал искусствовед, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов. По его мнению, новые открытия, касающиеся знаменитой картины Казимира Малевича, не ставят под сомнение значение этого произведения и только усилят интерес к нему. «Это нисколько, на мой взгляд, не меняет глобального отношения к этому произведению и не уменьшает его значения для русского авангарда и вообще мирового современного искусства. Наоборот, это приоткрывает истоки, дает новое понимание того, как возникла эта картина», – пояснил Андрей Сарабьянов.
Интервью Андрея Сарабьянова русской службе BBC о том, что меняют новые данные о «Черном квадрате» и что важно учитывать для их понимания, читайте по ССЫЛКЕ.