Процесс о трех миллионах. Коллекция плакатов Александра Добровинского

1 / 2
2 / 2

Еврейский музей и центр толерантности покажет более 200 плакатов первой половины ХХ в., включая работы Кандинского, Гончаровой, Дейнеки и других авангардистов. Одновременно с открытием выставки состоится лекция Владимира Паперного – культуролога и автора одной из самых влиятельных книг по сталинской архитектуре «Культура Два».

На выставке будут представлены и работы одних из первых «копирайтеров» Советского искусства – плакаты Александра Родченко и Владимира Маяковского, а также произведения художников, заложивших принципы советского графического дизайна (И. Боград, А. Зеленский, А. Побединский и др.). Смена государственного режима начала прошлого века ввела в визуальную культуру страны новый тип коммерческого плаката, который теперь должен был не только иллюстрировать рекламируемый продукт. «Продать» населению нужно было консервы, фильмы, сигареты, но также и идеологию. Рупором новой промышленности и потребительского рынка стали организованные художественные бюро, из которых вышли классики отечественного и мирового искусства.

Одним из главных идеологических инструментов Советского правительства, стремящегося воспитать «нового человека», свободного от пережитков царизма и готового разделить ценности компартии, стал кинематограф. Параллельно с небывалым ростом советской киноиндустрии и способствующей этому господдержки «важнейшего из искусств» в первой трети ХХ века образовался новый художественный жанр киноплаката. Свобода перевода кинематографического сюжета в единый графический образ, презентация нового героя масскульта – советского киноактера, применение принципов коллажа и конструктивизма, создание новых броских шрифтов – все это сделало киноплакат пространством художественного эксперимента и вывело авангардное искусство на улицы советских городов.

Представленные на выставке экспонаты, многие из которых принадлежат авторству выпускников ВХУТЕМАСа (Владимир и Георгий Стенберги, Михаил Длугач, Николай Прусаков, Григорий Борисов, Леонид Воронов, Иосиф Герасимович и др.), сегодня являются не только сохранившимися свидетельствами отечественной культуры межвоенной эпохи, но и ценными артефактами русского авангарда. Выставка проходит в Еврейском музее и центре толерантности с 17 июня по 23 августа 2015 г.

17 июня (среда) в 19:00 на лекции «Искусство как пропаганда в СССР» Владимир Паперный рассмотрит актуальную сегодня тему — использование искусства в политических целях. На протяжении советской истории менялось отношение к собственности и потреблению. Это приводило к сложному сосуществованию пропаганды и рекламы. В рекламно-пропагандистском творчестве Маяковского, например, отрицание буржуазной собственности уживалось с рекламой Мозеровских часов. Аналогичную двойственность можно увидеть в области кино.

Вход на лекцию и на выставку свободный, регистрация на сайте музея.


О КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ДОБРОВИНСКОГО

Александр Добровинский – известный адвокат, публицист, коллекционер произведений искусства и предметов старины. На сегодняшний день его коллекция российских и советских плакатов первой трети ХХ века насчитывает более полутысячи уникальных листов, среди которых классические образцы коммерческой рекламы и одни из первых советских киноафиш, ставших пространством радикальных художественных экспериментов.

17 июня 2015 23 августа 2015

Партнеры и друзья