Кино 20-х годов и современная авангардная музыка

1 / 2
2 / 2

В летнем кинотеатре парка искусств МУЗЕОН по вторникам проходит программа «Советское кино и музыкальный авангард», представляющая отечественные картины немого кино второй половины 20-х годов XX века в сочетании с современной живой музыкой.

Программа, стартовавшая в прошлом году как авантюра и эксперимент, обернулась неожиданным успехом. Совмещение советского киноавангарда с экспериментальной живой озвучкой пришлось по душе и подготовленным зрителям, и тем, кто видел такое кино впервые. Полные залы и живой интерес к кинематографу 20-х, стали поводом, чтобы продолжить успешное начинание в этом году.

Новый сезон программы продолжает знакомить с неизвестными именами и полузабытыми шедеврами. Понять контекст и специфику выбранных фильмов помогают вступительные лекции, а эмоциональному погружению способствует живое музыкальное сопровождение, созданное специально для сеансов.

В этот вторник, 11 августа, будет показан фильм «Арсенал» (1928), режиссера Александра Довженко, а 18 августа можно увидеть «По закону» (1926) Льва Кулешовова.


О ФИЛЬМАХ И МУЗЫКАНТАХ

11 августа, Вт, 22:00
АРСЕНАЛ / Александр Довженко, 1928, 73 мин.

Третий полнометражный фильм Александра Довженко и вторая часть его знаменитой украинской трилогии («Звенигора», «Арсенал», «Земля»). Революционная кинопоэма, в основе которой лежит январское восстании 1918 года рабочих киевского оружейного завода «Арсенал» против правительства Центральной Рады Украинской Народной Республики.

«Арсенал» считают одним из виднейших фильмов украинского кино. Среди других работ Довженко эта картина одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актёрами. Довженко писал: «Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию». Идеология здесь соседствует с фольклором – фильм во многом построен по мифологическим законам.

Озвучка: Stian Westerhus

Стиан Вестерхус – авангардный гитарист из Норвегии, по совместительству одна из визитных карточек культового лейбла Rune Grammofon. Известность пришла к Вестерхусу после выхода пластинки Pitch Black Star Spangled: с помощью одной электрогитары и виртуозного обращения с примочками ему удалось создать невероятно вдумчивую, структурированную и в то же время захватывающую музыку. Идентифицировать ее в жанровом смысле крайне трудно: кажется, эта музыка лежит в глубокой пропасти между авангардным джазом и электроакустическим эмбиентом. При этом уже на следующей сольной пластинке заметно больше слышны отголоски академической музыки ХХ века вроде Альфреда Шнитке, нежели джазовое прошлое музыканта.


18 августа, Вт, 22:00
ПО ЗАКОНУ / Лев Кулешов, 1926, 78 мин.

Обстоятельства сводят в маленьком домике убийцу и случайно избежавших участи своих товарищей-золотоискателей мужа и жену, которые становятся его стражниками, судьями и палачами.

Сценарий «По закону» был написан Виктором Шкловским по известному рассказу Джека Лондона «Неожиданное». По жанру это не авантюрно-приключенческий фильм, как предыдущие картины Кулешова, а камерная психологическая драма, для чего актерам (Фогель, Хохлова, Комаров) пришлось в известной мере приблизиться к методу перевоплощения. На студии не верили, что можно поставить фильм в одной декорации с тремя актерами и при этом удержать внимание зрителя, однако Кулешову это удалось. Несмотря на то, что критика приняла картину тогда не слишком хорошо, обвиняя в садизме и утонченном мучительстве, сегодня «По закону» смотрится одним из самых необычных советских фильмов 1920-х годов.

Озвучка: Ensemble Economique

Ensemble Economique – одна из ключевых фигур нового музыкального нуара. Скрывающийся за псевдонимом Брайан Пайл черпает вдохновение в разных областях. Это и темная сторона 1980-х с предельно минималистичным колдвейвом и прототехно, и меланхоличная гитарная психоделия, и даже аналоговая электроника, очагом которой долгое время, собственно, и была родная для Брайана Калифорния. В музыке Пайла на какой-то непривычно близкой дистанции соседствуют технократия и шаманизм, что наделяет ее ни с чем не сравнимым медитативным эффектом. При этом инструментарий у музыканта вполне обыденный и земной – классические драм-машины, винтажные синтезаторы, гитара и временами голос самого Брайана, утопающий в глубинах собственного эхо.


Программа и билеты на сайте парка искусств МУЗЕОН.

21 июля 2015 18 августа 2015

Партнеры и друзья