В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) проходит масштабный фестиваль, посвященный 100-летию дадаизма. Соорганизатором события выступает Государственный Музей В.В. Маяковского.
Фестиваль «ДАДА» в ГЦСИ – это 10 дней лекций, перформансов и концертов, сопровождающих одноименную выставку «ДАДА» – центральное событие фестиваля. На ней представлены работы ведущих художников-дадаистов и тех, на кого они оказали влияние: Марселя Дюшана, Макса Эрнста, Джона Кейджа, Янниса Кунеллиса, Микеланджело Пистолетто, Ханса Рихтера, Алексея Крученых, Ильи Кабакова, Германа Виноградова, Андрея Монастырского и многих других.
Экспозиция условно делится на три смысловых блока. В исторической части представлена графика Марселя Дюшана, Макса Эрнста; классические манифесты Дада, фрагменты немых кинофильмов Ман Рэя и Ханса Рихтера, акустические инсталляции Курта Швиттерса и Хуго Балля. В разделе, посвященном дадаизму и русскому футуризму, экспонируются работы Игоря Терентьева, Александра Родченко и других. Влияние дадаизма на современное искусство отражено в третьем разделе, где собраны инсталляции Андрея Монастырского, Андрей Кузькина из коллекции ГЦСИ, документация перформанса »Fourteen Less One« Микеланджело Пистолетто, объекты Ильи Кабакова, Леонида Тишкова, Германа Виноградова, работы Тони Мателли, Вика Мюниса, визуально-акустическая инсталляция Евгения Гранильщикова, партитуры Джона Кейджа и видео Вадима Захарова, Виктора Скерсиса и др.
Выставка не только дает представление о культуре дадаизма и ее последователях, но и погружает зрителей в мир случайности, непредсказуемости, раскрывая основной смысловой фокус течения ДАДА – естественное, свободное поведение человека как противовес рациональным нормативам.
По мнению кураторов фестиваля Виталия Пацюкова и Анастасии Козаченко, сегодня важно говорить о дадаизме, как об «образности, которая включена практически во все интегральные стратегии и соединяет в своих структурах акустику, текстовые и поведенческие формы. Можно сказать, что современный перформанс не только несет в себе эту традицию, но развивает основные генетические коды, предложенные легендарной цюрихской группой из «Кабаре Вольтер».
В программе фестиваля – лекции, перформансы, концерты и другие события. Среди них: спектакль-перформанс «Янко Круль Албанский» по пьесе русского дадаиста Ильи Зданевича в исполнении студентов Школы-студии МХАТ; лекция куратора проекта Виталия Пацюкова о развитии современной художественной практики от Тристана Тцара до Джона Кейджа; лекция Константина Дудакова-Кашуро, где он расскажет о том, как Дадаизм начал рефлексироваться художественными критиками и искусствоведами и что представляет собой сегодня «дадалогия»; диалог-лекция Владимира Мартынова и Кети Чухров, где речь пойдет о тропах музыкальной композиции и исполнительских синдромах; музыкальный перформанс легендарной группы «Отзвуки Му» и Германа Виноградова; концерт молодого экспериментального проекта «зорки во», на котором музыканты исполнят культовые мотивы гитарной и электрической музыки ХХ века в авторской концептуальной редакции; концерт группы «u/n multitude», на котором музыкальная речь перейдет в актуальное действие, в поступок, создав новую систему взаимоотношений с меблировочной музыкой Эрика Сати; концерт саксофониста Александра Сереченко, где исполнитель создаст музыкальную закольцованную систему с помощью лупера; пройдет шестичасовая музыкальная акция «Кузлефест-4», а также состоится сеанс одновременной игры в шахматы между гроссмейстером и современными художниками на основе партии Марселя Дюшана.
Каждый день для посетителей выставки проходят авторские экскурсии от кураторов фестиваля.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ «ДАДА»
Все мероприятия проходят в Государственном центре современного искусства по адресу г. Москва, Зоологическая улица, 13.