7 выставок авангарда на каникулах

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Выставочные проекты, которые обязательно стоит посетить, пока есть время на каникулах. Редакция Энциклопедии русского авангарда выбрала 7 выставок, проходящих в московских и подмосковных музеях, которые важно увидеть до их закрытия.


Авангард. Список № 1.
Новая Третьяковка (ул. Крымский Вал, д. 10)
До 23 февраля 2020 г.

В первые послереволюционные годы новое искусство стало символом молодой страны, а его создатели – художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства в целом и на организацию музея современного искусства в Москве в частности. Выставка посвящена, созданию авангардистами Музея живописной культуры (МЖК), организацией которого занимались сами художники, они же принимали решение о покупке произведений в коллекцию, находились на руководящих должностях. На выставке представлены работы таких художников как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и других.


Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914
Еврейский музей и центр толерантности (ул. Образцова, 11, стр. 1А)
До 19 января 2020 г.

Петербургское общество «Союз молодежи» – первое официально зарегистрированное объединение художников авангарда, на полгода опередившее московский «Бубновый валет». С 1910 по 1914 они устроили семь выставок, продемонстрировавших широкий спектр художественных идей и стилей – от символизма до кубофутуризма. Главная идея кураторов выставки – через художественные произведения и документальные материалы рассказать о «Союзе молодежи» как о революционном явлении русского искусства и оценить его влияние на последующие течения и произведения авангарда. На выставке представлены работы Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и других ключевых фигур авангарда, а также показан целый ряд малоизвестные произведения авангарда из Русского музея, художественных музеев России, Латвии и частных собраний.


Шухов. Формула архитектуры
Музей архитектуры им. Щусева (ул. Воздвиженка, 5/25)
До 19 января 2020 г.

Выставка представляет масштабное исследование уникального инженерного метода Шухова и его вклада в развитие архитектурного проектирования в Европе. Основу экспозиции составляют два новаторских изобретения Шухова: стальные сетчатые перекрытия и сооружения гиперболоидного типа. В экспозицию вошли чертежи, макеты, фотографии, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, а также уникальные рукописи самого Шухова с расчетами и поисками знаменитых конструкций.


ЗДаневич: ЗДесь и сейЧАС
Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, д. 10/2)
До 2 февраля 2020 г.

Выставка посвящена Илье Зданевичу: художнику, издателю, теоретику искусства, без которого, по мнению многих критиков, «не состоялся бы русский авангард и обеднел европейский». Она приурочена к 125-летию со дня рождения художника и 70-летию публикации «Поэзии неведомых слов», одного из самых ярких коллективных изданий Зданевича. Помимо самого издания «Поэзия неведомых слов», на выставке зрители увидят оммаж Илье Зданевичу – коллективную книгу в жанре livre d’artiste, созданную современными художниками, а также работы, посвященные Зданевичу в таких жанрах, как арт-объект, мэйл-арт, реди-мейд, графика, коллаж.


Кристаллография Малевича и Леонидова
Галерея «На Шаболовке» (Серпуховский Вал, 24, корпус 2)
До 9 февраля 2020 г.

Выставка рассказывает о том, как изучение структуры веществ и получение снимков кристаллических решеток, а так же первые публикации макрофотографий снежинок повлияли на ключевых художников русского авангарда – Казимира Малевича, Михаила Матюшина и его круг, на Эль Лисицкого, Александра Родченко, скульпторов Карла Иогансона и Наума Габо, архитекторов Якова Чернихова, Ивана Леонидова и многих других. Цель выставочного проекта – показать взаимосвязь и неслучайность этих параллелей. Выводы исследования проиллюстрированы книгами, фотографиями, подлинниками рукописей художников, графическими и живописными произведениями, скульптурой, и самими объектами вдохновения – минералами, дореволюционными литографиями с изображением кристаллов и микроорганизмов из собраний государственных музеев и частных коллекций.


Ткани Москвы
Музей Москвы (Зубовский бульвар, 2)
До 2 февраля 2020 г.

Искусствовед Осип Брик в 1920-е годы провозгласил обычный ситец вершиной художественного труда, а Маяковский писал: «Пыши, / машина, / шибче-ка, / вовек чтоб / не смолкла, / побольше / ситчика моим / комсомолкам!» Однако не только ситец и не только агиттекстиль эпохи авангарда стали предметом показа выставки «Ткани Москвы». С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших самое массовое из декоративных искусств – текстиль. Рисунок, цвет и фактура тканей – дореволюционные образцы ар-нуво, агиттекстиль первых десятилетий Страны Советов, космические сюжеты «оттепели», оп-арт и абстракция времен застоя – всегда отражали самые значимые образы своего времени, формируя стиль эпохи, мироощущение и быт людей.


Марк Шагал: между небом и землёй
Музей «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)
До 8 марта 2020 г.

Идею выставки выражают слова самого Марка Шагала: «Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир». Он утверждал, что «родился между небом и землей» и постоянно пребывал в этом «промежуточном» пространстве, понимая свое существование в искусстве и жизни, как бытие в особом измерении. Экспозиция выставки построена по двум параллельным линиям – тематической и хронологической. Вместе с Шагалом зритель перемещается по трем многомерным пространствам: «Жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века); «Путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую землю) и «Бытие небесное» (произведения второй половины XX века).

21 ноября

Партнеры и друзья