Направление в авангардном искусстве, возглавленное М.В.Матюшиным. «Зорвед» расшифровывалось как «зрение+вéдание». Слово «вéдание» (знание особых внутренних законов) происходит от древнеиндийских вед (Матюшин в 1910-е увлекался теософией и её связью с идеями буддизма).

О создании группы «Зорвед» Матюшин объявил в МХК 13 апреля 1923. 17 мая 1923 группа представила свои работы на «Выставке петроградских художников всех направлений. 1918–1923» как опыты «расширенного смотрения». В группу вошли учившиеся у Матюшина в 1918–1922 Б.В.Эндер, М.В.Эндер, К.В.Эндер, Ю.В.Эндер и Н.И.Гринберг.

М.В.Матюшин. Лахта. 1920. Бумага, акварель. 22×22. КОХМ

В еженедельнике «Жизнь искусства» (Петроград. 1923. №20. Май) Матюшин опубликовал манифест «Не искусство, а жизнь», где речь шла о вполне сформировавшемся художественном явлении. Матюшин и его ученики утверждали непривычный способ видения окружающего мира, иной способ трансформации натуры, «совершенно иной способ отображения видимого» с помощью новых «пространственных восприятий». Изучались прямое «дневное» смотрение и периферийное «сумеречное». Окружающее пространство рассматривалось как сфера, где всё взаимосвязано. Матюшин верил в физические возможности человека, в частности его глаза, и в особенности зрительного нерва, благодаря использованию которых происходило постепенное расширение угла зрения до 360o («затылочное смотрение»). Это состояние должно было приводить к новому ви́дению. Изображение на плоскости Матюшин назвал «новым пластическим реализмом» (см.: живописно-пластический реализм).

В теории «Зорведа» переплелись эмпирически моменты со стремлением увидеть через природу и в природе невидимый духовный мир. Очень важным становится метод общения с природой и ощущения себя в огромном бесконечном пространстве природы. Пейзаж воспринимается как беспрерывно изменяющийся образ мира. Граница между абстрактным и предметным едва различима. Форма возникает в процессе изучения и наблюдения природы. Опыт современного искусства сочетается с ощущением бесконечности вселенной, ярко выявленной в культуре старого Востока.

Идея о скрытых возможностях восприятия возникла у Матюшина ещё в 1910-х. Исходя из того, что человек способен увидеть и изобразить «всё то пространство, оставшееся “вне” человеческой сферы, по недостатку опыта», зорведовцы последовательно стремились к целостному восприятию звука и цвета в пространстве и движении.

На основе принципов «Зорведа» была построена деятельность группы Матюшина в Отделе органической культуры Гинхука, включавшая в себя исследования взаимодействия цвета, формы и звука. Итогом исследований стал «Справочник по цвету (Закономерность изменяемости цветовых сочетаний)», изданный в 1932.

Литература:
  • В.Эндер, К.Мазетти. Эксперименты группы Матюшина // Rassegna sovietica. 1978. №3;
  • Н.Козырева. Движение – жизнь (Матюшин и его теория пространства и цвета) // Творчество. 1989. №6;
  • А.Повелихина. Зорвед // Великая утопия; Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Коломна, 2011.;

Автор статьи: В.И.Ракитин, А.В.Повелихина