Живописно-пластической культуры выставки (Выставки живописно-пластической культуры)

Саратов. 1919 – начало 1920-х

В конце 1919 и начале 1920-х в Саратове сменилось четыре экспозиции, условно названные выставками живописно-пластической культуры. Прошли они под эгидой научно-художественного отдела Центрального агентства по распространению печати (Центропечати), созданного декретом ВЦИК 26 ноября 1918. И по крайней мере одна из них была однозначно авангардистской. Это – первая экспозиция «Опыты живописно-пластической культуры», открывшаяся в ноябре 1919.

По каталогу выставки можно составить лишь самое общее о ней представление. Большинство экспонируемых работ одиннадцати её участников не сохранились или не найдены, фотофиксация не велась или тоже утрачена. «Слепые» каталоги той поры, где нет указаний на размер, технику, год создания, а зачастую и названий произведений, не дают возможности достоверно идентифицировать и сохранившиеся экспонаты. И всё же каталог и вступление к нему, манифестирующее программу выставки, позволяют с уверенностью говорить о преимущественно авангардном её характере.

Выставка «Опыты живописно-пластической культуры». Саратов. 1919

Двумя номерами «Беспредметная живопись» представлен был П.Б.Андреев, три работы П.К.Ершова обозначены звёздочками, А.А.Жирова показала два натюрморта. Д.Е.Загоскин дал портрет, композицию «Концентрация вокруг света» и три экспериментальных композиции «Свет как материал». К.И.Красовский выставил три работы – «Группа инструментов», «Отражение в кубе», «Вывеска». А.М.Лавинский представил два контррельефа, а И.М.Левин – два натюрморта, Н.И.Симон обозначил свои композиции №1, 2, 3, 4, 5. В.М.Юстицкий выставил «Плоскостной рельеф», «Угловой рельеф» и три «Цветописи». В.И.Чукалин экспонировал «Кубистический пейзаж».

Авторы стремились представить «достижения в области материальных исканий», выявить «материальность изобразительных искусств как в области живописи, скульптуры, так и станковой архитектуры», специально оговариваясь в примечании к вступлению, что «пути так называемых “новых течений” в современном искусстве путаны и большое место уделено психологизму, литературе, а также философским толкам, на материальность чего не может опираться материальная культура». Если верить впечатлениям их младших коллег, речь шла об экспериментах с плоскостью, материалами, о цветофактурных исканиях.

О следующих двух выставках, организованных центральным отделом Центропечати, сведений гораздо меньше. Выставка студийцев Пролеткульта (декабрь 1919) получила маловразумительную трактовку в местной прессе, из которой, однако, ясно, что мастерская Симона (взрослые студийцы) не отличалась крайней левизной, а в мастерской Юстицкого (подростки) обучение велось на основе достижений новейшей французской живописи, поощрялось и беспредметничество, которым в ту пору был увлечён и сам Юстицкий (см.: Курет. Художественное творчество // Взмахи. Сб. второй. Саратов, 1920. С.51).

Затем в январе 1920 открылась «Выставка театральных эскизов: рисунки и портреты». Зафиксированных сведений о ней не обнаружено. Вряд ли она была сугубо авангардистской, но среди её участников могли быть Симон и М.А.Арутчев, склонные к формальному поиску.

В апреле 1920 под тем же девизом живописно-пластической культуры открылась четвёртая выставка, но выдержать её преимущественно авангардистский характер, видимо, не представлялось возможным. Преамбула к её каталогу гласила, что данная выставка «представляет собой собрание художников, работающих в духе разных направлений в живописно-пластической культуре внутренней художественной жизни Саратова. Здесь объединены работы и опыты от крайних “правых” до крайних “левых” художников». Левых оказалось всё-таки несколько больше.

П.Б.Андреев представил «Беспредметную живопись» и три работы «Живописная графика». А.Е.Карёв экспонировал «Проект плаката», «Петербургский этюд» и просто «Живопись». Лавинский участвовал только проектом сооружаемого в Военном городке «Памятника красноармейцу» и его же фотографией с глины. Левин дал два натюрморта, этюд и офортный автопортрет. Явно повернул в сторону от крутого авангарда К.Г.Поляков: его работы назывались «Осень», «Груши», «Этюд». В.Н.Прокофьев выставил две композиции «Опыты живописной культуры», портрет и икону. Симон – две живописные работы, никак не обозначенные. Юстицкий представил композицию «Цветопись» и две работы «Движение живописных объёмов». Автор газетной рецензии упоминает и работы не отражённого в каталоге Ершова: «Какие-то псевдофутуристические кляксы на кусочках бумаги» (О.Сомов. Четвёртая выставка картин // Известия Саратовского совета. 1920. 25 апреля).

Произведения остальных участников выставки – В.А.Апостоли, Б.А.Зенкевича, Ф.М.Корнеева, М.В.Кузнецова, П.С.Уткина и А.Е.Уткиной – к авангардным исканиям прямого отношения не имели. Апостоли показал два натюрморта и два эскиза, Зенкевич – девять графических листов, никак не обозначенных, Корнеев – старые работы: этюд мастерской В.Э.Борисова-Мусатова, волжский этюд, пейзажи «Бриенское озеро» и «Фирвальдштетское озеро», «Гора Ай-Петри в Крыму». Уткин выставил работы 1910-х: два натюрморта «Гладиолусы. Циннии», «Тюльпаны и ирисы» и три крымских этюда, один из них («Дождь». 1912) оказался в собрании СГХМ. Картину «Лавочка», натюрморт «Гиацинты», эскиз и два этюда представила Уткина.

Кроме сохранившихся каталогов первой и четвёртой выставок живописно-пластической культуры и откликов местной прессы того времени, литература об этих выставках крайне скудна. Как правило, их упоминают при анализе творчества отдельных экспонентов. Сколько-нибудь развёрнутой оценки этих саратовских выставок пока не существует.

Литература:
  • А.Т.Симонова. О творчестве художника В.М.Юстицкого // Саратовский государственный музей им. А.Н.Радищева. Вып.5. Саратов, 1986 [Автором перепутана последовательность выставок: первой названа четвёртая и наоборот: сообщение о первой выставке опубликовано в газете «Саратовские известия» 23 ноября 1919, а о четвёртой – 21 и 25 апреля 1920];
  • Хроника художественной жизни Саратова. 1874–1980 (По материалам периодической печати). Саратов, 1988;
  • А.В.Лучкина. Давид Загоскин в Саратове. 1918–1922 // Саратовский государственный музей им. А.Н.Радищева. Материалы и сообщения. Вып.7. Саратов, 1995;
  • Н.Звенигородская. Давид Загоскин. Живописно-пластические искания: от кубизма к «плавающей перспективе» // Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства. ХII–ХХ века. СПб., 2004;
  • Водонос 2006;
  • Е.И.Водонос. Авангардное движение в Саратове первых революционных лет // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве русской провинции: история и современность. Саратов, 2008;
  • А.Т.Симонова. Художник Валентин Юстицкий. [Альбом]. Саратов, 2009.;

Автор статьи: Е.И.Водонос