Городская вывеска начала ХХ века, сделанная мастерами-ремесленниками, была востребована русским авангардом не в качестве информационно-­рекламного объекта (что является её сутью), а как произведение искусства. Первым этапом восприятия вывесочной эстетики авангардом стал неопримитивизм: вывески послужили образцами для серии «Парикмахерских» (1907–1909) М.Ф.Ларионова. Через несколько лет он включил в экспозицию устроенной им выставки «Мишень» (1913) «вывески 2-й артели живописцев вывесок». На «Мишени», также по инициативе Ларионова, фигурировали произведения Нико Пиросмани. В том же году в манифесте «Почему мы раскрашиваемся?» было написано (скорее всего, самим Ларионовым): «Как за окном автомобиля мелькают, внедряясь друг в друга витрины – наше лицо» (Аргус. 1913. №12. С.118). Именно это ощущение передано Н.С.Гончаровой в её футуристической композиции «Велосипедист» (1913. ГРМ).

В стихотворении «Вывескам» (1913) В.В.Маяковский писал: «Читайте железные книги! / Под флейту золоченой буквы / полезут копчёные сиги / и золотокудрые брюквы. / А если весёлостью пёсьей / закружат созвездия “Магги” – /бюро похоронных процессий / свои проведут саркофаги». М.В.Ле-Дантю, вдохновившийся картинами-вывесками Пиросмани, в 1913 создаёт одну из самых ярких своих картин – «Сазандар» (ГРМ). К.В.Дыдышко в 1909–1911 делает в Петербурге зарисовки вывесок (ГМИ СПб).

А.М.Родченко. Реклама на слова В.В.Маяковского. Здание Моссельпрома. Москва. 1925. Фотография А.М.Родченко
Неизвестный художник первой четверти ХХ века. Вывеска хлебных товаров. Доска, масло. 152х112. ГМИ СПб
М.Ф.Ларионов. Хлеб. 1910. Холст, масло. 102х84. ГРМ
0 / 0

Б.К.Лившиц вспоминал: «Пристрастие к примитиву, в частности к бытовой иконописи прачечных, парикмахерских и иных провинциальных заведений и промыслов, оказавшей такое влияние на творчество Ларионова, Гончаровой, Шагала, побуждало [Д.Д.] Бурлюка на последние деньги скупать вывески кустарной работы ещё в те годы, когда Бенуа и Грабари относились к ним с презрительным равнодушием» (Лившиц 1989. С.333). Д.Д.Бурлюк призывал к созданию музея вывесок и считал, что ещё не поздно сберечь их «в музеях для потомков – для тех, при ком уже не будет эпоса русского народного искусства» (цит. по: Лившиц 1989. С.622. Прим. П.М.Нерлера, А.Е.Парниса и Е.Ф.Ковтуна). Следует отметить, что вывесками интересовались и «мирискусники» (М.В.Добужинский), но ещё раньше, в 1866, русскими вывесками восхищался Теофиль Готье.

Художники «Бубнового валета» также отталкивались от вывески, заимствуя её примитивистскую образность; это отметил М.В.Волошин в рецензии на 1-ю выставку общества (см.: Крусанов. Т.I. Кн.1. С.268). Однако живописная сущность бубновалетских натюрмортов иная, они тяготеют не к натурализму, как сами оригиналы, а к живописи французского фовизма. И всё же знаменитые «хлебы» И.И.Машкова («Снедь московская. Хлебы». 1924. ГТГ), обладая высокими живописными качествами, представляют собой также яркую витрину магазинов эпохи Нэпа.

В конструктивизме вывеска обрела статус полноценного произведения искусства. Наиболее известная вывеска 1920-х – реклама на стене Дома Моссельпрома в Москве (1925). Для Моссельпрома «дуэтом» А.М.Родченко и Маяковского было создано ещё много шрифтовых рекламных вывесок и плакатов (например, «Трёхгорное пиво выносит вон ханжу и самогон». 1924).

Известен супрематический проект рекламного щита для Новгубфарфора (1926. Частная коллекция, СПб.) Н.М.Суетина.

В.М.Ермолаева воплотила в жизнь мечту Бурлюка и организовала в Музее города Ленинграда подотдел вывесок, ставший основой коллекции ГМИ СПб. Также она делала книжные обложки в духе вывесок (эскиз обложки книги Н.А.Заболоцкого «Хорошие сапоги». 1929. ГРМ).

Вывеской вдохновлялись и другие художники-авангардисты: В.В.Кандинский (композиции на стекле), И.А.Пуни (буквенная композиция «Бегство форм». 1919. ГРМ), В.В.Лебедев (серия «Гладильщицы». 1920).

Литература:
  • Н.Шкаровская. Живописные вывески // ДИ СССР. 1974. №2;
  • Alla Powelichina, Jewgeni Kowtun. Das russische Reklamenschild und die Künstler der Avantgarde. Leningrad, 1991;
  • Е.С.Вязова. Иконография города у кубофуристов // Русский кубофутуризм 2001;
  • Ирина Вакар. Трубный хор голосов здоровых людей // Наше наследие. 2005. №75–76;
  • Всё на продажу! Культурная история вывесок в России. Новый Манеж, Москва [Каталог]. М., 2013.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов