Вольский краеведческий музей

Вольск, Саратовская область

Процесс формирования художественной коллекции Вольского краеведческого музея повторяет историю возникновения многих провинциальных коллекций, складывавщихся в послереволюционное время. Основой музейных фондов стали национализированные в имениях Вольского уезда графов Орловых-Денисовых, Нессельроде, Шереметевых предметы, имеющие художественную ценность.

В годы укрепления советской власти, когда иметь дело с новым искусством начала ХХ века было опасно, столичные музеи стремились избавиться от работ авангардистов, их прятали в запасники, уничтожали или рассылали по провинциальным музеям. Поступления из ведущих художественных музеев страны расширили диапазон собрания Вольского музея.

В 1920–1930-х годах большое количество живописных работ было передано Вольскому музею Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н.Радищева, в их числе произведения В.Д.Баранова-Россине, В.М.Юстицкого, Н.С.Гончаровой, Д.Д.Бурлюка.

В 1930–1935 годах коллекция Вольского краеведческого музея обогатилась новыми поступлениями из Государственной Третьяковской галереи. Это были произведения А.И.Иванова, О.В.Розановой, В.Н.Пальмова (Архив МУ ВКМ. Картинная галерея. Ф.1. Д.№11).

К 1936 году художественная коллекция музея в целом сложилась, в последующие годы были лишь единичные поступления.

Авангардное искусство начала ХХ века представлено в коллекции холстом «Листья» Н.С.Гончаровой, ранней работой О.В.Розановой «Натурщица», «Женским портретом» Д.Д.Бурлюка (1910-е годы). В музее также находится работа В.В.Пальмова «Беременная радость» (1920), написанная в период его активного участия в экспериментах «Левого фронта искусств», абстракция В.Д.Баранова–Россине «Цветовая композиция» – пример беспредметного искусства с применением техники «сграффито», небольшая работа «Сценка за столом» В.М.Юстицкого в кубофутуристическом стиле.

Вольский краеведческий музей в 2018 и 2019 годах принял участие в ретроспективной выставке поэта и художника начала ХХ века Давида Бурлюка под названием «Давид Бурлюк. Слово мне!» в «Музее русского импрессионизма» (Москва), на которой был представлен его «Женский портрет».

В 2020 году в Государственной Третьяковской галерее на выставке «Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры» из коллекции Вольского музея были показаны работы А.И.Иванова «Пейзаж», Н.С.Гончаровой «Листья», О.В.Розановой «Натурщица».


Автор статьи: Т.Седышева, Е.Малюкова, Н.Холматова



Автор статьи: