Уновис («Утвердители нового искусства»)

Группа учеников и последователей К.С.Малевича. 1920–1922

Группа, организованная учениками и последователями К.С.Малевича в ВНХУ. В январе 1920 сторонники Малевича основали объединение «Молпосновис» («Молодые последователи нового искусства»). Через несколько дней, приняв более старших по возрасту членов, объединение изменило название на «Посновис», с 14 февраля оно стало называться «Уновис» («Утвердители нового искусства»). Ядро возглавляемой Малевичем группы насчитывало около 40 человек (среди них ‒ А.С.Векслер, М.С.Векслер, И.Т.Гаврис, Э.И.Гурович, В.М.Ермолаева, Л.Л.Зуперман, Н.И.Иванова, Н.О.Коган, Л.М.Лисицкий, Е.М.Магарил, В.Носков, Г.И.Носков, М.И.Носков, Е.М.Рояк, Д.Н.Санников, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, М.В.Цейтлин, Л.О.Циперсон, И.Г.Чашник, И.И.Червинко, Л.А.Юдин).

Уновис задумывался как «партия супрематизма», ядро реформаторского движения, провозгласившего супрематическую систему не только ведущим новаторским художественным течением, но и жизнестроительной программой. Утопический проект экспансии эстетики супрематизма в общественную реальность был главным постулатом партийной идеологии Уновиса.

К.С.Малевич (в центре) и уновисцы перед отъездом в Москву на Первую Всероссийскую конференцию учащих и учащихся. Витебск. 1920
К.С.Малевич (у доски). Слева направо: Л.А.Юдин, И.Г.Чашник, В.М.Ермолаева, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, Н.О.Коган, Г.И.Носков (?), М.С.Векслер (рисует), Е.М.Рояк, Н.М.Фейгельсон, И.И.Червинко. Витебск.1921
Члены Уновиса. За столом сидят слева направо К.С.Малевич, В.М.Ермолаева, И.Т.Гаврис, Н.О.Коган, Л.М.Лисицкий. Витебск. 1920
Члены Уновиса. Сидят слева направо М.С.Векслер, В.М.Ермолаева, И.Г.Чашник, Л.М.Хидекель; стоят И.И.Червинко, К.С.Малевич, Е.М.Рояк, А.А.Каган, Н.М.Суетин, Л.А.Юдин, Е.М.Магарил. Витебск. 1922
0 / 0

Были выработаны устав и программа, учреждён творком – творческий комитет, куда помимо постоянных членов ‒ Малевича, Ермолаевой и Коган – попеременно избирались наиболее активные члены группы (Хидекель, Чашник, Суетин, Червинко и другие), введены специальные атрибуты ‒ чёрные квадраты, нашивавшиеся на рукава пиджаков, специальная печать в виде чёрного квадрата. Для вступления в Уновис заполнялась специальная анкета. Функции пропаганды деятельности Уновиса выполняли малотиражные печатные издания, выпускавшиеся литографским или машинописным способом (листовки, стенгазеты, самодельные журналы). Издания и выставки сопровождались лозунгами; среди них одним из самых распространённых был «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях!».

В основу уновисской идеологии была положена идея коллективного творчества: совместно осуществлялась работа по супрематическому оформлению городской среды; на выставках работы группы экспонировались анонимно в качестве коллективного экспоната под общими лозунгами Уновиса.

Уновис развернул свою деятельность одновременно в нескольких направлениях, взяв на себя культурную инициативу и в рамках учебного заведения, и в художественной и общественной жизни Витебска в целом. Внутри училища группа выделилась в наиболее активную структуру, реализуя педагогическую программу Малевича по воспитанию художников новой формации (Уновис неоднократно заявлял о том, что его мастерские должны служить не только примером педагогической системы, но и моделью творческого коллектива новаторов). Одной из важнейших миссий Уновис считал перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в оформление среды. Творческая деятельность Уновиса включала в себя как станковые эксперименты (в них больше проявлялись индивидуальные поиски членов группы), так и оформительскую работу, основанную на «коллективном», «общеуновисском» стиле (несколько унифицированном и адаптированном для дизайнерских целей супрематизме с ярко выраженным стилеобразующим началом).

В течение 1920‒1922 по заказу местных властей уновисцы выполнили супрематические панно, декорирующие фасады зданий, праздничные знамёна и трибуны ораторов, супрематическую роспись трамваев. Уновисом было сделано праздничное оформление Витебского Большого театра для торжественного заседания делегатов и рабочих городского комитета по борьбе с безработицей, декорирование города к 1 Мая 1920. Под руководством Малевича изготавливались опытные образцы супрематических тканей. Для МПО (Малого потребительского общества) уновисцы разработали супрематические вывески. Заказы на плакаты и обложки брошюр, выпускаемые местным издательством, давали Уновису возможность экспериментировать в области полиграфии.

В качестве творческого объединения Уновис устраивал выставки в Витебске и Москве, а также экспонировал работы ряда своих членов на Первой русской художественной выставке в Берлине (1922).

Своей непременной обязанностью Уновис считал общественную деятельность, связанную с пропагандой новых форм искусства: митинги, лекции, спектакли. 6 февраля 1920 Уновис (тогда ещё Посновис) выступил с митингом и двумя спектаклями – «Победой над Солнцем» и «Супрематическим балетом». «Победа над Солнцем» была поставлена в декорациях и костюмах Ермолаевой; «Супрематический балет» был задуман и реализован Коган. В 1920–1921 Лисицкий разработал проект версии «Победы над Солнцем» как электромеханического представления. Постановка Лисицкого так и не была осуществлена.

В 1920‒1921 Уновис объявил о создании своих отделений в Оренбурге (см.: Уновис. Оренбургский филиал), Самаре, Смоленске Перми, Екатеринбурге, Саратове и Одессе. Анонсируя филиалы, группа большей частью выдавала желаемое за действительное: региональные отделения, возникшие на базе художественных студий или СХМ, где в основном преподавали бывшие ученики Малевича в ГСХМ, как правило, были очень немногочисленны по составу. Организация отделений не всегда подразумевала их соответствие программе витебского Уновиса и часто означала лишь общую ориентацию на левое искусство. Многим из этих условных филиалов такой статус был присвоен Малевичем авансом, на основании наличия 1‒2 реальных последователей. В действительности можно говорить лишь о Московском, Смоленском и Оренбургском отделениях, находившихся в тесном контакте с Малевичем и следовавших его установкам (однако и эти отделения состояли из нескольких человек).

Самарское отделение представлял Г.Г.Ряжский, увлекавшийся в это время супрематизмом, Оренбургское ‒ И.А.Кудряшов, Смоленское ‒ В.М.Стржеминский. В Москве представителями Уновиса некоторое время были Г.Г.Клуцис и С.Я.Сенькин. Представителем Одесского филиала, видимо, считалась Н.М.Давыдова (соратница Малевича по художественной деятельности в Москве в 1915, член общества «Супремус»), жившая в 1920‒1921 в Одессе. Екатеринбургское отделение скорее всего было представлено тем же Сенькиным, часть 1920 проработавшим в Екатеринбурге. Филиал в Перми (сформировавшийся по примеру Уновиса как левое отделение Пермских ГСХМ) состоял из художника П.И.Субботина-Пермяка (уполномоченного по мастерским) и группы студентов, воодушевлённых встречей с Малевичем на Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ в июне 1920 и стремящихся к утверждению нового искусства. Своим филиалом Уновис также считал левое отделение СХМ в Саратове (см.: Саратовские Свомас), где преподавали Д.Е.Загоскин и В.М.Юстицкий, увлечённые в это время левым искусством и познакомившиеся с идеями Уновиса на той же конференции.

Известно также, что Малевич призывал А.Е.Кручёных создать Уновис в Баку, однако, солидаризируясь с Малевичем в целом, Кручёных предпочитал продвигать собственные идеи.

Витебский Уновис просуществовал до лета 1922. Декларированная уновисцами монополия на репрезентацию современного искусства вызывала недовольство властей, выражавшееся в отсутствии поддержки и даже в ряде репрессивных мер в отношении группы Малевича, что привело к вытеснению Уновиса из общественной жизни города. Летом 1922 Малевич и большинство уновисцев ­уехали в Петроград.

Последний раз уновисцы как единый коллектив выступили на Выставке картин петроградских художников всех направлений в 1923. В течение 1923–1924 иллюзия существования Уновиса ещё сохранялась. Были планы по упрочению статуса группы в Петрограде и изданию журнала. Но в целом Уновис продолжал считаться группой скорее по инерции, распавшись и как художественный коллектив, и как партия. Ряд уновисцев отошёл от общих дел или продемонстрировал тяготение к более умеренным реформам в искусстве. Но эти расхождения не затронули основу взаимоотношений Малевича с учениками. Совместная работа бывших уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу педагогической и художественной деятельности Малевича.

Автор статьи: Т.В.Горячева