Интернациональная колония художников, располагавшаяся в юго-западной части Парижа около бывших скотобоен и мясного рынка района Вожирар (passage Dantzig). Основана скульптором Альфредом Буше как подобие фаланстера (под влиянием утопического социализма Шарля Фурье). После демонтажа парижской Всемирной выставки (1900) Буше купил ряд построек, в том числе круглый трёхэтажный винный павильон-ротонду, созданный по проекту Гюстава Эйфеля. Павильон был разделён на секции, напоминающие соты улья (отсюда и название). В 1902 поместье, первоначально имевшее название «Вилла Медичи», было торжественно открыто и около двухсот художников и литераторов за символическую плату заняли сто сорок мастерских, где можно было жить и работать.

Подавляющим большинством обитателей «Улья» стали художники еврейского происхождения из России и Польши, представители «Парижской школы». Среди них – живописцы Н.И.Альтман (1911), Михаил Кикоин (1914–1927), Пинхус Кремень (1913–1925), А.М.Нюренберг (1911–1912), Хаим Сутин (1919–1920), М.З.Шагал (1910–1914); скульпторы А.П.Архипенко (1908–1912), Лев Инденбаум (с 1911), Жак Липшиц (1906–1916), О.С.Мещанинов (с 1907), О.А.Цадкин (c 1909; в 1912 его навестил там Л.М.Лисицкий), И.М.Чайков (1912–1914), Д.П.Штеренберг (1907–1917) и другие. Из других художников «Парижской школы» в разное время в знаменитой колонии жили Арденго Соффичи, Амедео Модильяни, Леонар Фужита, Диего Ривера; из известных французов в «Улье» обитал только Фернан Леже (с 1908). Здесь бывали поэты Гийом Аполлинер, Блез Сандрар, Макс Жакоб.

«Улей». Центральный павильон-ротонда. Париж
Н.И.Альтман. Пейзаж. 1911. Холст на картоне, масло. 43,5х35. ГРМ
0 / 0

Интернациональный характер «Улья» способствовал распространению принципов современного искусства (в основном фовизма и кубизма) в Восточную Европу, в том числе в Россию.

Литература:
  • Jacques Chapiro. La Ruche. Paris, 1960;
  • Маревна. Моя жизнь с художниками «Улья». М., 2004.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов