«Требник троих»

Сборник. Москва. 1913

Литературно-художественный сборник участников группы «Гилея», опубликованный в марте 1913 издателями Г.Л.Кузьминым и С.Д.Долинским (см.: Издания Г.Л.Кузьмина и С.Д.Долинского) (Требник троих. Хлебников. Маяковский. Бурлюк. Сб. стихов и рисунков. М., 1913. тираж 1100 экз.). Б.К.Лившиц отметил, что это был «собственно “Требник четырёх”, ибо даже если не принимать в расчёт Владимира Бурлюка и Татлина, иллюстрировавших сборник, то Давида и Николая никак нельзя было объявить одним лицом» (Б.К.Лившиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1933. С.135–136). На последней странице, указывая имена авторов, Д.Д.Бурлюк нашёл своеобразный выход из этого положения – он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое – «Д.Н.Бурлюк».

Сборник открывала подборка слово­творческих опытов В.В.Хлебникова, предварявшаяся двумя его профильными изображениями. Первый рисунок исполнен В.В.Маяковским и является одним из лучших в иконографии поэта: копна волос, напоминающая птичий хохолок, острая линия носа, взметнувшаяся дугой бровь, выпяченная вперёд верхняя губа – доносят до нас знаменитый «птицеподобный» облик «Короля Времени». Автор второго изображения, силуэтного, – Надежда Бурлюк, по легенде, выполнила его, обведя тень от профиля поэта на листе бумаги.

Д.Д.Бурлюк. Портрет В.В.Маяковского. Литография из сборника «Требник троих»
Д.Д.Бурлюк. Портрет В.Д.Бурлюка. Литография из сборника «Требник троих»
Обложка сборника «Требник троих» (М.,1913)
0 / 0

Маяковский выступил не только автором, но и иллюстратором своих произведений («Читайте железные книги…»). Пластической цельностью выделялись в сборнике рисунки В.Е.Татлина – две иллюстрации к стихотворениям Маяковского («Читайте железные книги…») и Д.Бурлюка («Закат маляр широкой кистью…») и выразительный профильный портрет В.Д.Бурлюка в фуражке. Кроме указанных выше, также были помещены портреты: Д.Бурлюка и Маяковского (работы В.Бурлюка), Владимира Бурлюка, Николая Бурлюка и Маяковского, исполненные Д.Бурлюком. Последний портрет, запечатлевший Маяковского в состоянии внутренней сосредоточенности, а не в привычном образе «поэта-бунтаря», особенно запомнился современникам. Вот отзыв С.Д.Спасского о нём: «… там был портрет Маяковского, – набросок, сделанный <...> Бурлюком <...> молодой человек с закинутыми назад волосами, кстати сказать, одно из самых непохожих изображений» (С.Спасский. Маяковский и его спутники. Л., 1940. С.13). Именно его поместил на обложку первого критического этюда о поэте А.Е.Кручёных (А.Кручёных. Стихи Маяковского: Выпыт [СПб.], ЕУЫ, 1914). Завершает сборник подборка из четырёх рисунков Д.Бурлюка с изображениями «толстых голых баб во всех поворотах» (А.Кручёных. Наш выход. М., 1996. С.84), выполненных в примитивистской манере. Все рисунки в сборнике воспроизведены литографским способом.

Литература:
  • Н.С.Rec. // Столичная молва. 1913, 25 марта;
  • S.Compton. The World Backwards: Russian Futurist Books, 1912–1916. L., 1978;
  • E.F.Kowtun. Die Wiedergeburt der künstlerischen Druckgraphik. Dresden, 1984;
  • Б.Калаушин. Бурлюк. Цвет и рифма. Кн.1. СПб., [1999];
  • В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000;
  • Поляков 2007;
  • Крусанов. Т.I. Кн.1.;

Автор статьи: В.В.Поляков