Тель-Авивский музей изобразительных искусств

Tel Aviv Museum of Art; מוזיאון תל אביב לאמנות

Один из крупнейших и значительных художественных музеев Израиля. Был основан в 1932 году при активном участии мэра Тель-Авива, выходца из Российской империи, Меира Дизенгофа (1861–1936) и в первые годы своего существования располагался в его доме. По замыслу создателей, музей должен был сыграть свою особую роль в утверждении новой культурной и художественной программы, отличавшейся от традиционной и пассеистской ориентации иерусалимской Академии искусств «Бецалель» и создававшегося тогда при ней музея.

В настоящее время собрание музея включает большую коллекцию израильского искусства, а также произведения европейских и американских художников-модернистов первой половины ХХ века (Modern Art) и работы ведущих современных мастеров из разных стран последних трёх десятилетий (Contemporary Art).

Русское авангардное искусство представлено произведениями М.Шагала (живопись и графика, некоторые из них были подарены музею самим художником), И.Б.Рыбака, Х.Сутина, Ж.Липшица, В.Кандинского (Untitled Improvisation V, 1914) и А.Явленского (обе из коллекции Маркуса Мицне и Фелиции Блюменталь в числе некоторых других работ художников Blaue Reiter), Э.Лисицкого (оригиналы иллюстраций к «Хад-Гадья», 1919, из коллекции Эрика Эсторика).

Особое место в этом ряду занимает собрание произведений Александра Архипенко. В музее находятся 32 объекта – скульптуры в разных материалах, скульпто-живопись и рисунки 1908–1923, в их числе принципиальные работы, отражающие важные этапы творческой эволюции А.Архипенко. Они были переданы на временное хранение (loan) в Тель-Авивский музей немецким коллекционером еврейского происхождения Эрихом Гёритцем (Erich Goeritz или Göritz) в 1933 году, а после его смерти в 1955 году были подарены музею наследниками Гёритца. В 1983 году к ним добавился гипсовый рельеф Sketch for Celling, 1913, подаренный Айялой Закс-Абрамов (Ayala Zaks-Abramov), приобретённый ею у бывшего секретаря Г.Вальдена Евы Спектор (Eva Spector). Таким образом эта коллекция стала одним из первых поступлений молодого музея, сохранившего самое крупное на сегодня собрание подлинных произведений «раннего периода» А.Архипенко. Многие его работы этих лет погибли во время Первой мировой войны или были уничтожены нацистами как образцы «дегенеративного искусства». Позднее мастер повторил некоторые из них по памяти или по фотографиям, оставляя при этом дату первого варианта.

Работы, которые хранились в Тель-Авиве, А.Архипенко считал утраченными. Об их существовании художник узнал только в 1947 году, когда д-р Хаим Гамзу (1910–1981), только что ставший директором музея, вступил в переписку со скульптором по поводу планировавшейся выставки его произведений. Она могла быть первой художественной выставкой в Тель-Авиве после провозглашения государства Израиль, но по разным причинам не состоялась. Научное изучение, документирование и реставрация коллекции произведений А.Архипенко было инициировано в 1974 году тогдашним директором музея Марком Шепсом (Marc Scheps), и результат этой работы воплотился в постоянной выставке Archipenko, The Early Works: 1910–1921, ставшей неотъемлемой частью основной экспозиции.

Литература:
  • Donald Karshan. Archipenko, The Early Works: 1910–1921. [exh. cat., The Tel-Aviv Museum of Art] Tel-Aviv. 1981;
  • Nehama Guralnik. The Erich Goeritz Collection of Works by Alexander Archipenko at the Tel-Aviv Museum // Alexander Archipenko: A Centennial Tribute. Ed. by Nehama Guralnik & Katherine Jánszky Michaelsen. National Gallery of Art, Washington. – The Tel-Aviv Museum, Tel-Aviv, 1987. Pp. 95–142.

Автор статьи: Гиллель (Григорий) Казовский