Студия А.А.Экстер (Художественная студия А.А.Экстер)

Киев. Одесса. 1918–1919

Первые попытки обратиться к обучению принципам нового, в том числе беспредметного искусства, были предприняты в мастерской А.А.Экстер, открытой в Киеве весной 1918 и к июню преобразованной в студию. Во многом она напоминала парижские студии с их возможностью изучения полного курса или посещения отдельных сеансов. Экстер направляла своих учеников в русло европейского модернизма. Постижение студийцами новых художественных задач проходило через систему кубизма. Программа преподавания строилась на изучении композиционных структур классиков европейского искусства, прежде всего Николя Пуссена, знакомстве с творчеством мастеров французского кубизма. Овладение кубистическим методом совмещалось с изучением принципов футуристической картины, демонстрацией экстеровского варианта кубофутуризма и беспредметной живописи. Особое значение имел курс цвета, обобщивший пластические искания художницы, основанные на колористической системе украинского народного искусства. В октябре 1918 при студии открывается производственный отдел и принимаются заказы на оформление спектаклей, декорирование помещений, изготовление плакатов. Через киевскую студию Экстер прошли Н.Г.Генке-Меллер, П.М.Ковжун, В.Г.Меллер, С.Б.Никритин, А.Г.Петрицкий, К.Н.Редько, И.М.Рабинович, И.Б.Рабичев, И.Б.Рыбак, А.Г.Тышлер, Н.Я.Хазина (Мандельштам), И.М.Чайков, В.Н.Чекрыгин, П.Ф.Челищев, С.М.Шор, М.И.Эпштейн и ряд других талантливых художников, вступивших на путь авангардных исканий. В январе 1919 Экстер уезжает в Одессу. Руководство киевской студией после её отъезда переходит к Рабиновичу, переименовавшему мастерскую в «Свободную школу живописи Александры Экстер». Школа эта прекратила своё существование весной 1919.

В Одессе во второй половине марта 1919 Экстер также открывает студию, которую посещают представители модернистского движения – В.С.Бабаджан, Ф.Г.Гозиасон, А.М.Нюренберг, М.Ф.Андреенко. В мае, когда в Одессу входит Красная армия, занятия в студии были прерваны.

И.М.Рабинович. Эскиз костюмов к постановке «Саломея» Оскара Уайльда. 1919. Бумага, гуашь. 68х49,5. ГЦТМ
Одна из учениц А.А.Экстер в её студии в Киеве. 1918–1919
0 / 0

Культ Экстер в Киеве, следование принципам её педагогической системы сохраняются в художественной студии, созданной в 1919 бывшими её учениками Рыбаком и Эпштейном (она входила в структуру образованной в начале 1918 Культур-Лиги). В 1922 студия Рыбака и Эпштейна была реорганизована в еврейскую художественно-промышленную школу, которая существовала до 1932.

Система преподавания Экстер, сформировавшаяся в Киеве, нашла продолжение в курсах, которые художница вела во Вхутемасе и парижской Академии современного искусства Фернана Леже.

Литература:
  • Литература: С.Папета. «Формула крові»: До київського періоду творчості Марка Епштейна // Хроніка 2000. Київ, 1998;
  • М.Рибаков. Правда історії. Діяльність єврейської культурно-просвітницької організації «Культур-Ліга» у Києві (1918–1925). Вид. 2. Київ, 2001;
  • Г.Казовский. Художники Культур-Лиги. М., 2003;
  • С.З.Лущик. В студиях художницы Александры Экстер // Вениамин Бабаджан. Из творческого наследия. Жизнь и творчество. Т. 2. Одесса, 2004;
  • Георгій Коваленко. Олександра Екстер та її студія (Київ, 1918) // Український модернізм. 1910–1930. Київ, 2006;
  • Георгий Коваленко. Александра Экстер. В 2-х тт. М., 2010.;

Автор статьи: Л.Д.Соколюк