СМВЦ (Слободской музейно-выставочный центр)

Слободской, Кировская область

В 1920 году в Слободском по инициативе художника С.М.Луппова, преподавателя изобразительного искусства в женской гимназии и реальном училище, был открыт Художественный музей. В основу коллекции легли работы, полученные художником из Отдела изобразительного искусства при Наркомате народного просвещения.

Из ИЗО Наркомпроса было привезено 30 картин. В пункт назначения прибыло 29. Картину И.Клюна «Пробегающий пейзаж» С.Луппов передал в Вятский художественный музей. В Слободской поступили работы: А.Экстер, О.Розановой, Л.Поповой, В.Пестель, Н.Синезубова, С.Гузикова, М.Эбермана, А.Михайловского, А.Моравова, Н.Крымова, Н.Шестакова, А.Миганаджиана, Н.Никонова, Ю.Клевера, А.Моргунова, В.Барта, Н.Чернышева, П.Бромирского, Н.Сергеева, П.Петровичева, А Гренцевича.

На открытие музея 4 июля 1920 никто не пришёл, поэтому пришлось устраивать открытие музея во второй раз – 13 июля. В музее тогда было сорок картин. Кроме работ из столицы были представлены произведения С.М.Луппова, вятских художников и купеческие портреты, выполненные в мастерских Слободского женского монастыря. Картины из Москвы произвели неоднозначное впечатление. Особенно негативно обыватели отнеслись к творчеству Ольги Розановой.

Факт появления в городе таких необычных работ пробудил у многих интерес к искусству. Писатель В.В.Лебедев вспоминал: «Он внёс в слободскую жизнь долю кислорода. Приходящие жители сначала изумлялись, а потом начинали спорить об искусстве <...> непонятное, волнующее настроение, которое бывает у людей, впервые попавших в сложную лабораторную обстановку». В 1921 году Художественный музей был объединён с Родиноведческим. Местное руководство не осознавало значение художественного музея в городе, большинство экспонатов которого никто не понимал. Сакраментальной стала фраза, брошенная одним из чиновников: «Фунт гвоздей дороже вашего музея».

В 1930-е художественная коллекция не экспонировалась, а во время Великой Отечественной войны музей в Слободском не работал. Помещение музея занял госпиталь. Часть музейных коллекций хранилась на чердаке. Другая часть была передана в пользование школ и учреждений города.     Музей возобновил свою работу лишь в 1947 году. Поскольку во время войны были потеряны инвентарные книги музея и другие документы, было утрачено авторство многих работ. Заново атрибуция произведений была сделана в 1989–1990 А.Д.Сарабьяновым.

В 1972 году были оборудованы дополнительные залы, где смогли разместиться некоторые произведения художественного собрания. Авангардная живопись почти не выставлялась по причине плохой сохранности. Первый интерес к авангардным работам появился после того, как из Москвы пришёл запрос на участие картины Ольги Розановой «Валет червей» в международной выставке. По завершении реставрации, выполненной в центре им. И.Э.Грабаря, картина экспонировалась на выставке в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. После этого «Валет» занял почётное место в картинной галерее Слободского музея, и в центр И.Э.Грабаря на реставрацию были направлены работы А.А.Моргунова, О.В.Розановой.

С конца 1980-х картины художников авангарда из фондов Слободского музея активно участвовали в международных выставках, компенсация за участие расходовалась на реставрацию произведений, которую провели специалисты центра им. Вучетича, Ярославских реставрационных мастерских.

Из известной серии О.В.Розановой «Игральные карты» в Слободском представлено две работы. Это «Валет червей» и «Трефовый король». В ярком, подвижном «Валете червей» некоторые исследователи угадали черты поэта Алексея Кручёных, а в «Трефовом короле» Михаила Матюшина. Две другие работы О.В.Розановой относятся к циклу городских пейзажей. Все произведения О.Розановой, направленные в Слободской, до этого приняли участие в её «Посмертной выставке картин, этюдов, эскизов и рисунков» (декабрь 1918 года – март 1919 года).

В музее хранится одна из «Живописных архитектоник» Любови Поповой, представляющая те программные установки, которые были характерны для художницы в 1918 году и были изложены в каталоге X Государственной выставки (Москва, 1919).

«Городской пейзаж» Александры Экстер из фондов Слободского музейно-выставочного центра, по всей видимости, относится к числу работ, которые экспонировались на «Первой футуристической выставке “Трамвай В”» (1915), и представляет одно из семи произведений серии «Город», принявшей участие в этой выставке.

Весь фонд русского авангарда находится или в постоянной экспозиции СМВЦ, или же на время покидает музей для участия в самых крупных российских и международных выставочных проектах.

Автор статьи: Т.М.Долматова



Автор статьи: