СИХМ (Серпуховский историко-художественный музей)

Серпуховский историко-художественный музей – один из богатейших провинциальных российских музеев, основой художественной коллекции которого стало национализированное в 1918 году собрание А.В.Мараевой, видной деятельницы старообрядчества. Музей расположен в особняке конца ХХ в. (архитектор Р.И.Клейн) серпуховских фабрикантов Мараевых.

В 1923–1927 годах фонды музея активно пополняются из Центрального хранилища Государственного музейного фонда, расформированных Первого и Второго пролетарских музеев Москвы и Московского Губмузея (Государственное учреждение по охране памятников, подотдел музеев и охраны памятников искусства и старины Московского отдела народного образования, в ведении которого было распределение национализированных художественных ценностей). В этот период музеем было получено 127 экспонатов, среди них 28 живописных работ, относящихся к русскому авангарду.

Летом 1923 года из Первого Московского пролетарского музея вместе с большой партией живописных произведений Айвазовского, Саврасова, Шишкина, Поленова, Васнецова, Левитана музей получил картину Ларионова М.Ф. «Всадник верхом на лошади» (не сохранилась).

В августе 1924 года в музей было передано одиннадцать работ Н.С.Гончаровой, часть которых происходила из квартиры-мастерской Гончаровой и Ларионова в Москве, в Трёхпрудном переулке и была экспроприирована после их эмиграции. Среди них – «Бабы с граблями» (1909); «Хоровод» (1910); «Георгины» (1906–1907); «Стрижка овец» (1908–1909); «Осенний пейзаж» (1907–1908); «Осень» (1910); «Пейзаж» (1908–1909); «Портрет женщины с папиросой» (ок. 1907); «Письмо» (1913) – поступила как «Беспредметная композиция»; и ещё две несохранившиеся работы, описание которых находится в документах музея.

Вместе с картинами Н.С.Гончаровой в музей поступили живописные произведения «Полдень на Днепре» (1910) Бурлюка Д.Д., «Натюрморт» (1909) Экстер А.А., «Натюрморт» Синяковой М.М. и работа неизвестного автора «Амазонка». Эти полотна принадлежали Гончаровой и Ларионову и находились в их мастерской.

Ещё одна группа картин русских художников-авангардистов поступила в 1925 году из Центрального хранилища Государственного Музейного фонда: Среди них работы Фалька («Натюрморт», 1910); Машкова И.И. («Бегонии», 1911); Грищенко А.В. («Городской вид»), 1918; Зеленевского К.К. («Автопортрет с женой» [«Двойной портрет»], 1917; Малютина И.А. («Натюрморт» 1917[?]); Н.х. «Дети в саду»; Левина А.С. «Платок на столе» (1920). Две работы Розановой О.В., Штантке и Моргунова А.А. не сохранились.

В 1931 году из Московского Губмузея были получены рисунки Н.С.Гончаровой (46 ед.) и М.Ф.Ларионова (21 ед.). Так к началу 1930-х годов практически сложилась Серпуховская коллекция русского авангарда.

В конце 1920-х – середине 1930-х годов Серпуховский музей, как и большинство учреждений отечественной культуры, под давлением властей становится одним из центров пропаганды достижений советского строя. Авангардистские полотна в рамках борьбы с «буржуазным формализмом» были изъяты из экспозиции и надолго забыты в запасниках. Оценка с идеологических позиций и непонимание художественной значимости произведений объясняют небрежение в хранении: картины получали повреждения, могли храниться снятыми с подрамника и сложенными в несколько раз (как «Хоровод» Н.С.Гончаровой), могли использоваться в сторонних целях. Такая практика привела к утрате некоторых произведений с последующим исключением их из музейного учёта: 10 полотен из полученных в 1920-е годы двадцати восьми не сохранились до настоящего времени.

Интерес к русскому авангарду возрождается в 1960-е годы. Некоторые полотна Гончаровой, Машкова, Фалька были извлечены из запасников, реставрированы в ГЦХРМ им. академика И.Э.Грабаря и возвращены в постоянную экспозицию. На выставке «Михаил Ларионов. Наталия Гончарова. Живопись и графика из фондов музея» в 1987 году было представлено 52 произведения.

В 1984–1985 годах музейная коллекция пополнилась двумя картинами Д.Д.Бурлюка – . «Шаман» (1910-е) и «Аллея» (1910), закупленными в Московском антикварном салоне.

Коллекция русского авангарда СИХМ практически полностью представлена в постоянной экспозиции музея.

Автор статьи: Т.Быкова



Автор статьи: